• пятница, 26 Апреля, 00:50
  • Baku Баку 16°C

Попятная Эрбиля

26 октября 2017 | 10:06
Попятная Эрбиля

ПОЗИЦИЯ
Жидковаты оказались потуги властей курдской автономии предъявить мировой общественности претензии на государственную независимость.
Накануне хоть и не легитимный, зато фактически наследный глава территории Масуд Барзани объявил о готовности заморозить итоги референдума о суверенитете и начать диалог с Багдадом на основе конституции страны. Как говорится в распространенном заявлении краевого правительства, данное решение было принято «с целью начала диалога с центральной властью, так как Эрбиль выступает за мир и не хочет продолжения военных действие в регионе».
Из текста заявления получается нечто замысловатое вроде «мы бы вам по любому «наваляли», но предоставляем шанс исправиться и пойти на переговоры». Так, например, позиционируют себя армяне, «готовые разнести Мингячевирскую плотину», но ведь всем известно, кто на что горазд, особенно после прошлогодних апрельских боев, когда впервые с начала нагорно-карабахского конфликта их армия оказалась один на один с приграничными военными формированиями Азербайджана.
Вот и курды, получив солидную порцию холодного душа после начала войсковой операции Багдада в Киркуке, решили по-хорошему оставить захваченный три года назад регион, богатый нефтью, где веками проживали этнические родственные нам туркманы. Тогда они под соусом борьбы с так называемым «Исламским государством» (ИГ) произвольно включили эти территории в состав своей автономии, а потому и не стали особо сопротивляться, видя перспективу прямого военного вмешательства шиитских формирований и опосредованной, зато активной их поддержки официальной Анкарой.
В ходе двухдневной почти бескровной операции иракские военные при поддержке проиранской милиции «аль-Хашд аш-Шааби» вернули под контроль Багдада и упомянутый административный центр, и практически все прилегающие к нему нефтеносные районы, а в различных местах провинций Дияла и Найнава вновь были размещены правительственные войска. Мало того, многие курды, решившие поселиться в Киркуке, а это миллион с лишним человек, решили навсегда покинуть «негостеприимный» город.
Таким был адекватный ответ багдадского правительства на референдум о независимости, который, кстати, был проведен и на захваченных территориях.
«Курдистан» расколот
После потери Киркука среди элиты курдских племен начался раздрай. Кланы Барзани и Талабани обвинили друг друга в соглашательстве с властями Междуречья, а затем и вовсе в предательстве национальных интересов. Оказывается, одни бежали с поля боя, другие не прислали вовремя тяжелое вооружение и танки. Крупнейшее оппозиционное движение «Горан» («Перемены»), а также партии «Исламская группа Курдистан» (ИГК) и «Союз за демократию и справедливость» (СДС) потребовали отставки администрации Барзани и создания правительства национального спасения. Там тоже вспомнили о так называемых дорожных картах, включающих в себя пять требований, главным из которых является роспуск президентской администрации региона и формирование нового кабинета министров, так как нынешняя верхушка автономии оказалась неспособной найти приемлемое решение по выходу из сложившегося кризиса.
То есть о независимости уже речь не идет, да и о каком суверенитете может идти речь, когда иракская армия медленно, но верно движется на север, войдя с боями уже на территорию курдской автономии (бои уже идут в нескольких километрах от Эрбиля).
Как сообщают арабские и курдские СМИ, местные элиты опасаются, что регулярная армия войдет в город-миллионник, после чего начнутся резня и убийства.
Игра ва-банк
Еще месяц назад курдская автономия находилась на пике своего могущества. У них было море современного высокотехнологичного западного оружия и политическая «крыша» Вашингтона, одна из самых мощных военизированных группировок в регионе (ополчение «пешмерга»), доходы от нефти, а также дополнительная территория. В ходе войны против интернационального ИГ и суннитских группировок «пешмерга» захватила часть территорий вне автономии, прежде всего Киркук и Синджар.
Более того, курды были де-факто независимы от Багдада - благодаря заключенному с Анкарой соглашению нефть с контролируемых курдами месторождений (около 600 тыс. баррелей в день) шла миру через турецкую территорию, через которую, в свою очередь, они получали все необходимые товары - от продовольствия до ширпотреба. Однако аппетит приходит во время еды, и глава курдской автономии Масуд Барзани решил, как ему казалось, усилить позиции подконтрольного ему региона.
Стоит заметить, что срок его правления закончился еще несколько лет назад, но ему повезло - из-за войны с ИГ выборы президента автономии были отложены, да и парламент ушел на бесконечные каникулы. Оппозиция постоянно критиковала за это власть, и 1 ноября вроде должны были пройти выборы, но теперь уже из-за военной операции иракской армии их вновь перенесли. По-видимому, он решил, что если каким-то образом как-то юридически легализовать захваченные территории, а заодно выбить из иракского правительства дополнительные преференции, то это позволит ему сохранить власть.
Экспертное мнение
Рассказывая о просчетах тамошних стратегов корреспонденту газеты «Каспiй», руководитель Центра стратегических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу предположил, что именно нежелание отдать власть и побудило Барзани провести референдум о независимости на всех на тот момент подконтрольных курдам территориях:
- Это было сделано, чтобы продемонстрировать Багдаду стремление жителей Киркука и Синджара жить в «Курдистане» и выйти на переговоры с иракским правительством с новых позиций. Словом, этот политик ради того, чтобы сорвать дополнительный куш, поставил на кон все свои достижения за последние годы и… проиграл.
Решительные действия Багдада при неожиданной для него поддержке Анкары оказались оплеухой для Эрбиля и похоронили мечту курдов о создании независимого государства. Хотя казалось, для реализации этого оставался лишь шаг - объявить суверенитет.
Однако сегодня на повестке дня сейчас стоит сохранение автономного статуса и территориальной целостности этого региона. Более того, иракские курды оказались в международной изоляции - от них отвернулись партнеры, их предали союзники. А произошло это потому, что власти автономии забыли, кто они и кто его соседи. К тому же накапливание преимуществ и затем их прямолинейная реализация для изменения статус-кво в свою пользу чревата опасными последствиями. Особенно если в регионе между странами существует динамическая стабильность, нет стратегических союзов и абсолютного антагонизма.
В таких условиях попытка изменить баланс сил приводит к тому, что против нарушителя объединяются даже вековые соперники типа Анкары и Тегерана. Теперь в Эрбиле вынуждены пожинать плоды того, что слепо рассчитывая на поддержку Вашингтона, не просчитали последствий своих действий и реакцию заинтересованных сторон. Соответственно и диалог с Багдадом будет вестись вовсе не на тех условиях, на которые Барзани рассчитывал, проводя референдум.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать