• среда, 24 Апреля, 17:32
  • Baku Баку 27°C

Неожиданный визит

25 октября 2017 | 10:29
Неожиданный визит

РЕГИОН
После последних громких терактов в Афганистане, когда талибы показательно взорвали до десяти американских автомобилей, уничтожив более 200 мирных жителей, ожидаемы были заявления из Вашингтона, поддерживающие патронируемое им местное правительство. Однако, скорее всего, дело зашло слишком далеко, раз уж глава Госдепартамента США Рекс Тиллерсон посетил с необъявленным визитом Кабул.
Мириться нельзя воевать
Касательно формальностей, на совместной с президентом страны Ашрафом Гани пресс-конференции он сообщил об обсуждении вопросов противодействия террористической угрозе и продвижения процесса примирения, антикоррупционных мер. Не остались в стороне от повестки и намеченные на следующий год парламентские выборы, после чего стороны подтвердили «приверженность обеих стран достижению мира, стабильности и долгосрочного процветания в Афганистане».
Правда, рассматривают они стратегию взаимоотношений по-разному - если местное правительство ищет пути замирения местных племен при не способствующем этому скудном бюджете, заокеанская держава смотрит шире, пытаясь утвердиться в регионе, а заодно надавить на Китай, Россию и Пакистан, в последнее время совсем «отбившийся от рук».
Что касается протестного движения давно уже бородатых «студентов», некогда бывших орудием сопротивления советским войскам, для американцев это как бы побочная головная боль, которую они спихивают на местные власти. При этом они всегда заявляют, что намерены ликвидировать убежища для террористов, что борьба против радикального исламистского движения должна быть продолжена без всяких сомнений, потому что «террористы должны осознать, что им никогда не удастся одержать военную победу».
Восточный вояж
Знаменательно, что символически выверенный визит Тиллерсона в Афганистан предшествовал его плановым поездкам в Пакистан и Индию, запланированным на ближайшие несколько дней. Дело в том, что Вашингтон и Кабул давно утверждают, что радикальное движение «Талибан», в особенности его боевое подразделение «Хаккани», имеют давние убежища как раз на территории южных соседей. Однако Исламабад настаивает на том, что все прибежища боевиков в приграничных племенных зонах уничтожены в ходе военной операции.
Судя по сообщениям из-за океана, в Исламабаде Тиллерсон намерен выступить в жестком ключе, заявив, что нынешний оппонент, когда-то бывший надежным союзником, прилагает недостаточно усилий для того, чтобы убедить талибов пойти на мирное соглашение с правительством Афганистана. Так то оно так, даже сам Пакистан признает, что пользуется определенным влиянием на «студенчество», однако настаивает, что не имеет контроля над действиями лидеров группировки.
И именно в этой связи аппаратом президента США Дональда Трампа была разработана новая стратегия, которая предусматривает расширение роли Индии в стране Гиндукуша. Правда, непонятно, как это будет выглядеть на практике, особенно с учетом того, что индусы сами не очень-то доверяют англосаксам, а к воинственным афганцам относятся как к элементу, потенциально могущему расшатать и без того взрывоопасную ситуацию в штате Джамму и Кашмир, а затем и в Пенджабе.
Скорее, у стратегов «дядюшки Скруджа» есть какие-то инновативные варианты управления регионом в режиме автопилота, оттого и получилось, что в сентябре американцы расширили свой воинский контингент в Афганистане, направив в эту страну для «стабилизации обстановки» дополнительно 3 тыс. военнослужащих (в настоящее время там находится около 11 тыс. «гринго»). Кстати, президент США, увеличив собственный контингент, добивается того, чтобы и другие страны расширили свое военное присутствие в этой стране.
Ясно, что все это в комплексе вызывает недовольство руководства Пакистана, отношения которого с Индией на протяжении 70 лет после обретения независимости от Великобритании все более обостряются. Обе стороны выступили с резкой риторикой на недавней сессии Генассамблеи ООН, обвинив друг друга в нарушении прав человека и поддержке терроризма.
Так что, наверное, напряженность в их отношениях будет одной из тем переговоров «миротворца» Тиллерсона с властями этих стран. Однако в программу своего восточного турне ему пришлось экстренно внести изменения, и по всей вероятности, это связано с тем, что заокеанские дела в Междуречье совсем плохи. Вот он и поспешил вылететь из Кабула, побывав там лишь несколько часов, прямо в Багдад, где в порядке форс-мажора встретился с премьер-министром Ирака Хайдером Абади.
Видимо, Тиллерсон понял, что днем ранее, выступая перед журналистами в Эр-Рияде, допустил непростительный ляп, заявив, что вооруженные отряды аль-Хашд аш-Шааби, которые поддерживает Иран, должны покинуть территорию Ирака. «Эти бойцы должны вернуться домой. Все иностранные бойцы должны вернуться домой», - сказал шеф Госдепа с дубиной демократии в руках.
Очевидно, это было реакцией, а точнее, окриком на то, как Багдад круто обошелся с курдскими сепаратистами, пользующимися покровительством Соединенных Штатов. Теперь же ему пришлось оправдываться и говорить, что это не вмешательство во внутренние дела, а просто напоминание о том, что сильный Багдад сам справится с ситуацией.
Окрик не возымел действия
Однако вопреки ожиданиям Вашингтона, из Багдада последовал довольно таки жесткий ответ. «Заявления госсекретаря США, охарактеризовавшего шиитское народное ополчение Ирака, являющееся составной частью армии наряду с федеральной полицией и силами антитеррора, как «иностранное», вызывают удивление. Бойцы народного ополчения - это граждане страны, пожертвовавшие жизнями ради защиты родины и народа, и ни одна страна не имеет права вмешиваться во внутренние дела Ирака и решать, что следует делать нам», - заявила пресс-служба премьер-министра прямо перед визитом.
И тогда, пытаясь спасти ситуацию, а точнее очаг сепаратизма, Тиллерсон призвал Ирак и Курдистан к диалогу для разрешения конфликта. Все эти телодвижения американской дипломатии указывают на то, что мир изменился и США уже не могут, как раньше, «продавливать» свою восточную политику.
Экспертная оценка
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, действия США в ближневосточном регионе и в мире в целом следует рассматривать через призму разработанных ими внешнеполитических доктрин:
- В последние месяцы они укладываются в рамки новой ближневосточной доктрины, которая была анонсирована Трампом на майской встрече с лидерами стран Залива в Эр-Рияде, однако реализация положений которой идет со скрипом. Они пока не только не сумели продвинуться по какому-либо намеченному направлению, но вынуждены отступить по целому ряду позиций - кризис в отношениях между Катаром и Саудовской Аравией не разрешен, потому продолжает наносить удар по самой доктрине, значительной частью которой является программа нейтрализации влияния Ирана, которая, кстати, также дает сбой.
Что касается Афганистана, то здесь «Талибан» не только продолжает удерживать и укреплять свои позиции, но стал действовать еще более агрессивно. В Ираке тоже провал - Тегеран там все более укрепляет свои позиции, да и в Сирии большие проблемы, поскольку тройственный союз Турция - Россия - Иран и режим Асада укрепились. Показательно, что самый близкий партнер США в регионе - Израиль сейчас решает свои проблемы в Сирии с Кремлем, а не Белым домом. Даже в традиционно американском «огороде» вроде сепаратизма сирийских курдов Россия перехватила инициативу у США, а сам этнос не желает проливать кровь в борьбе с ИГ за пределами своего ареала. Вот Тиллерсон и решил лично проверить причины тотального сбоя когда-то безупречного принципа «разделяй и властвуй методом кнута и пряника».
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать