• четверг, 28 Марта, 23:52
  • Baku Баку 13°C

Оазис духовности,

21 октября 2017 | 15:19
Оазис духовности,

МУЗЕЙ
Каждый из бакинских поселков обладает уникальной историей возникновения. Чаще всего она напрямую связана с важным периодом истории Азербайджана или личностями, сыгравшими особую роль если не в масштабах всей страны, то в региональном значении.
В справочниках говорится, что Шаган, находящийся на северо-востоке Абшерона, на берегу Каспия, относится к древнейшим населенным пунктам Азербайджана, а его история насчитывает почти 5 тысяч лет. Здесь немало исторических памятников - например, крепость XII века, от которой сохранилась одна из башен, албанский склеп IV-VII вв., овданы с лабиринтом подземных ходов, святилище «Гариб пир» 1658 года, а множество легенд и мифов изустно передается из поколения в поколение. Население его всегда было тюркоязычным, отсюда вышли выдающиеся деятели науки, культуры и политики, которыми шаганцы вправе гордиться.
Летом в составе руководства и активистов Общественного объединения «Elm çırağı» автору этих строк посчастливилось побывать в частном историко-этнографическом музее Шагана, который создан совсем недавно, хотя работа по сбору его экспонатов длилась долгие годы. Располагается он в здании средней школы №124, и как хорошо, что руководство школы в лице директора Севды ханым Абдуллаевой, осознав огромную значимость подобного подвижничества, предоставило небольшую площадь этому музею, пока еще не занесенному в туристические проспекты и каталоги.
Все экспонаты здесь находятся рядом друг с другом, то есть они не классифицированы ввиду ограниченности помещения. А начиналось все с простого коллекционирования монет, марок, картин и других старинных предметов. Хозяин музея совмещает множество обязанностей: он и гид, и хранитель, и научный исследователь, и издатель, и искусствовед, администратор, писатель и эксперт. По образованию он - экономист-правовед, но широта интересов и глубочайших знаний Сиявуша Ализаде вызывает искреннее удивление и восхищение любого, кто сталкивается с этим молодым приветливым человеком. Он сообщил, что первая балерина Гамер Алмасзаде и наш незабвенный артист Гамлет Ханызаде - тоже родом из Шагана, первую олимпийскую медаль от Азербайджана завоевал шаганец, первый наш астроном тоже был шаганцем, первую солнечную батарею в Азербайджане произвел шаганец, получив на нее патент.
Среди всех абшеронских поселков краеведческий и этнографический музей есть только в Шагане, не считая Государственного заповедника в селе Гала. Климат Шагана в отличие от других бакинских поселков более сухой, несмотря на близость к морю, что объясняется его рельефом, напоминающим амфитеатр. Топоним Шагана встречается и в других тюркских и восточных странах, и расшифровывается как Шахган - «место, где пролилась кровь шахов».
Систематичность и последовательность выставленных экспонатов убеждает в том, что хозяин знаком с музейным делом не понаслышке. Энтузиазм Сиявуша поистине неиссякаем, он постоянно занимается поиском новых экспонатов, встречается с учеными и искусствоведами, историками, писателями и художниками, у которых уточняет какие-то нюансы происхождения тех или иных образцов, исторической обстановки периода, к которому они относятся, или авторство живописных, гончарных и ювелирных работ, книг и рукописей. Безусловно, подвижническая деятельность молодого мецената не может не вызывать одобрения окружающих, особенно представителей старшего поколения, имеющих прямое или косвенное отношение к данной сфере. Этим и объясняется их безвозмездная помощь.
В музее немало экспонатов, подаренных писателями и учеными, востоковедами и художниками, старейшинами бакинских поселков и, конечно же, Шагана. Много графических работ, эскизов, этюдов - им Сиявуш отдает предпочтение, потому что считает, что в них отражено первое, самое свежее и достоверное впечатление художника от того, что потом выплескивается в серьезную работу. Здесь собраны образцы всех видов графического искусства, принадлежащих видным азербайджанским художникам. Вот рукописная книга на фарси по философии, религии и другим областям наук с арабо-персидскими комментариями на полях, написанная 16 каллиграфами между 1639-1678 гг. Старинные четки, Священные писания, графические и живописные работы Гюллю Мустафаевой, Гяйура, Лятифа Фейзуллаева. За неимением достаточных выставочных площадей экспозиция музея постоянно обновляется, в его запасниках хранится несколько сот экспонатов, которые ждут своего часа, чтобы быть представленными посетителям, соотечественникам и зарубежным гостям.
Надо отметить, что все экспонаты музея - оригинальные, они проходят тщательную научно-историческую экспертизу. Копий, независимо от их принадлежности к какому-либо веку, жанру или области, музей не приобретает! Сиявуш постоянно советуется с искусствоведами и реставраторами, иногда сам реставрирует старинные экспонаты. В дар музею был преподнесен оригинальный экземпляр первого издания во Франции книги «Кавказские дни» Банин-Асадуллаевой, которую ему передал азербайджанец Мурад, живущий в Канаде и получивший образование во Франции, в институте лингвистики. Здесь много орденов и медалей, керамических изделий разных эпох, произведения декоративно-прикладного искусства, старинные тканые и вязаные изделия. Останавливаясь возле каждого экспоната, Сиявуш дает исчерпывающую информацию о нем, раскрывая историческую подоплеку его создания и появления в музее, обнаруживая при этом глубочайшие познания истории разных стран и народов, искусствоведения, живописи, декоративно-прикладного искусства, каллиграфии, ковроткачества, нумизматики, философии, литературы и многих других наук и сфер.
Здесь собраны медали, которыми были награждены Гылман Илькин (медаль 24 азера), медаль писательницы Алявийи Бабаева, полученная в 1944 году, две медали Гаджибека Султанова, медаль Государственной премии народного артиста Гамлета Ханызаде (все они - выходцы из Шагана). Старинных книг здесь столько, что на их основе можно создать библиотеку рукописей и старинных изданий районного масштаба. Некоторые экспонаты - Коран, ковер, килим - Сиявушу достались от бабушки и старшего поколения родственников в качестве фамильных раритетов - они нашли в музее свой вечный приют.
Богатство и разнообразие экспонатов отражают все сферы жизни и деятельности жителей древней азербайджанской земли. Археологические находки, необычные литографии, десять марок, выпущенных в годы Азербайджанской Демократической Республики, старинные колокольчики, которые привязывали к шее верблюдов (как не вспомнить здесь гениальный шедевр С.Гаджибекова «Караван» с доносящимся из глубины веков хрустальным перезвоном колокольчиков...). Древние монеты пехлеви, атабеков, сафави, ширваншахов, каджаров, греко-романо-парфянские монеты, музыкальные инструменты ручной работы - бас балабан, зурна и другие, изготовленные самим известным исполнителем Бахрузом Зейналовым, семья которого преподнесла их в дар музею. Массивный старинный пояс «тогга» с тяжелой пряжкой из серебра, оригинальные сефевидские, бакинские и прочие азербайджанские кинжалы разных времен, которые не случайно соседствуют с чернильницами XIX-XX вв. со вставленными в них гусиными и деревянными перьями - символом разящего Меча и созидающего Пера.
Полотна Беюкага Мирзазаде, Саттара Бахлулзаде, Камала Ахмеда, Тофика Агабабаева, Самедага Джафарова, Эльдара Курбанова, ручные плетеные гурама начала и середины прошлого века, которые изготовили женщины Шагана, в том числе прабабушка Сиявуша и ее сестра. Мы видим работы Надира Ахундова и портрет Вахида, старинное шитье, гобеленовые и тканые хурджуны, флаконы для благовоний и сурьмы XVII-XIXвв., талисманы, изысканные вязаные и шитые чехлы для Корана, кошельки и мешочки для денег, футляры для гусиных и деревянных перьев и даже христианские иконы.
Каждый экспонат, даже самый миниатюрный, обласкан любовью и трепетным вниманием директора музея к его истории, обладателям, изготовителям. Нам даже посчастливилось послушать азербайджанскую народную музыку со старинного граммофона начала прошлого века. По ходу осмотра экспозиции музея задаю вопросы создателю и хранителю музея.
- Ваш музей располагается в школе, это его постоянное место?
- Нет, это наше временное пристанище, а официально мы называемся так: Частный историко-этнографический музей и выставочно-галерейный комплекс «Хазар». Внутри этого комплекса будет функционировать также Бюро путешествий. Когда у нас будет достаточно площадей, мы планируем открыть Абшеронскую экспозицию - фонд, в котором собраны работы абшеронских художников. Системно мы разбили галереи на разные направления.
- Живописных полотен музея хватит на солидную выставочную галерею. Вы покупаете эти работы или они вам подарены?
- По-всякому бывает, но большинство экспонатов подарены, есть немало предметов, которые я покупал на собственные средства. Скажем, палас Шахсевен - из Газаха, но по узорам он больше походит на Ширван-Шамахинскую зону. Вот нехря из Шеки для сбивания масла, она деревянная и принадлежала бабушке моего деда. А вот даглинский палас, антикварные старинные керамические изделия, вот очень дорогой мне оригинальный каджарский джанамаз, конец XVIII - начало XIX века. Бабушка часто рассказывала мне, что Шаган - хоть и небольшое село, но издавна старейшины здесь носили фамилии Ханызаде, Гадешов, Ханбудагов, Алмасзаде, Мамедбейли (в Азербайджане три династии с такой фамилией, и одна - в Шагане) и так далее.
Например, художник Адиль Рустамов, который сейчас живет во Франции, увидел в Facebook информацию о нашем музее и дал мне телефонный номер, сказав, чтобы я пошел в его мастерскую и выбрал любую из понравившихся мне работ. Вот произведения Сары Манафовой, эскиз большой работы Закира Гусейнова. Конечно же, есть и оригинальная картина кисти великого Саттара Бахлулзаде, он был неутомим в своей щедрости и всем дарил свои картины.
Все экспонаты имеют очень интересную историю. Я познакомился с Алявийе Бабаевой, когда ей было около 90 лет. Когда я вошел в ее дом, мой взгляд сразу упал на этот офорт ее брата Расима Бабаева, которых всего три. Я общался с ней несколько лет, мы часто встречались и подолгу беседовали. Она передала мне все рукописи своего брата, эту работу, его книги. Народный художник Мир Надир Зейналов подарил музею все свои графические работы из серии «Абшеронские мотивы». Вот книга Тофика Агабабаева - первого главного художника Баку, есть работа Рафика Мехтиева. Самое интересное в графике состоит в том, что офорты переделать или переработать невозможно, и если под ним стоит подпись художника, значит это - оригинал.
Есть работа внука Мамед Эмина Расулзаде - Раиса Расулзаде. Большое количество разных по размерам скульптур, бюстов, фотографий, археологических материалов IX-XIV веков с каллиграфическими письменами, которые были найдены в крепости Шагана. В нашем музее есть материалы, предоставленные Институтом археологии. Все полотна кисти Адалята Байрамлы, азербайджанского художника, живущего в Турции, подарены нашему музею его супругой. Есть оригинальная автолитография 1957 года Марал Рахманзаде, авангардная картина Закира Гусейнова, полотно шаганской художницы из рода Мамедбековых - Санубар Самедовой, работа Микаила Абдуллаева, эскиз в смешанной технике Расима Гусейнова, проживающего в Голландии. Один из старинных рукописных Коранов подарен музею старейшинами Шагана. Некоторые экспонаты сделаны местными народными умельцами специально для музея. Выдающийся скульптор Омар Эльдаров подарил музею первый бронзовый бюст Гейдара Алиева, сделанный им с натуры.
- За сколько лет вам удалось собрать такое количество экспонатов, учитывая содержащиеся в запасниках и дома?
- С 12 лет я начал собирать старинные монеты и деньги, потом перешел к орденам, медалям и маркам, а уже с двадцати начал собирать все остальное. Последние четыре года собираю живопись.
- Вы занимаетесь музеем в одиночку или у вас есть помощники?
- Сбором экспонатов я занимаюсь один, но мои друзья помогают мне в хранении. Я работаю также старшим специалистом в экопарке Центра культуры «Зиря», но этот музей - не только важная часть моей профессиональной жизни. У меня есть опыт составления туристических экскурсий, некоторые исторические места Шагана мы с друзьями расчистили и привели в порядок, чтобы включить их в маршруты туров.
- Человек с таким багажом знаний и широтой интересов не может не писать. Наверняка у вас есть книги, где собраны результаты ваших исследований…
- Первая моя книга «Шаган и шаганцы» вышла в 2008 году, в ней собраны сведения о поселке, его истории, этнографии, топонимике, говоре. Вторая книга - «Бакинец разговаривает так: Бакинский говор», в ней собраны свойственные бакинцам архаизмы и слова общего употребления, есть еще этнографический, толковый и диалектологический словарь. Над этой книгой я работал семь лет под руководством Гылмана Илькина. Я собрал 1400 слов, из них в книгу вошло 700. Первое издание я посвятил памяти Гылман муаллима, сейчас готовится к выходу в свет уже третье. Еще две книги об азербайджанской женщине - на стадии рукописи.
…Мы проходим мимо ковров, паласов, килимов, хурджунов, сотканных вручную декоративных предметов быта, поражающих яркостью красок, символами, узором и орнаментом, медной и бронзовой посуды, домашней утвари, старинных рукописей священного Корана, книг из личных библиотек старых бакинцев и шаганцев. Хозяин всего этого богатейшего наследия и настоящего оазиса духовности дает всесторонние разъяснения о каждом экспонате, с высокой профессиональной точностью раскрывая все нюансы и детали. Мы узнаем о том, к какой школе принадлежит ковер или килим, чем они отличаются, в чем ценность и превосходство того или иного экспоната, какие цвета и узоры свойственны каждой из школ…
- Образцы старинного ковроткачества вызывают трепет, чувство благоговения перед эстетическими чувствами наших предков, их трудолюбием и одновременно - ощущение причастности ко всему этому богатству... Не ошибусь, если скажу, что здесь поселилась Вечность!
- Да, в нашем музее есть и отдел ковроткачества. Например, вот половина туркменского килима из верблюжьей шерсти, его возраст - шесть поколений до меня и три - до моей бабушки, представляете? А этим мафрашем накрывали старинные сундуки. Здесь собраны образцы карабахской, бакинской, ширванской и тебризской школ ковроткачества.
После осмотра основной экспозиции музея активисты ОО «Elm Çırağı» сфотографировались на память с Сиявушем Ализаде и его верной командой. Глава ОО «Elm Çırağı», заведующая кафедрой мировой литературы БСУ профессор Наида Мамедханова отметила, что их организация всегда поддерживает талантливую молодежь, потому что всех ее членов и создателя музея объединяет неустанный энтузиазм и любовь к своему делу.
Сиявуш Ализаде принят в почетные члены «Elm Çırağı» и награжден почетным дипломом этой неправительственной организации. Вице-президент ОО «Elm Çırağı» и глава Бакинского филиала Международного фонда И.Эфендиева Абульфаз Бабазаде за вклад в дело сохранения и пропаганды национальной культуры, а также заслуги в развитии и усовершенствовании национального музейного дела наградил Сиявуша Ализаде дипломом Фонда И.Эфендиева и ценными подарками. Являясь представителем шаганского рода Алмасзаде, А.Бабазаде в знак признательности и уважения также преподнес в дар музею около 800 книг из личной библиотеки, среди которых образцы XVIII-XIX веков об истории, культуре, этнографии, литературе и религии Азербайджана и других стран.
Хочется надеяться, что музей, который смело можно назвать духовной и материальной сокровищницей азербайджанской земли, займет достойное место в списке лучших наших музеев и туристических маршрутов. Недалек тот день, когда послушать интересные рассказы создателя и хранителя этого уникального очага культуры, фаната своего дела, горячего патриота и энтузиаста, блестящего знатока истории и культуры своей родины, эрудита Сиявуша Ализаде будут приходить азербайджанские школьники и студенты, гости и туристы Страны огней.
…Наш разговор продолжился за чашкой чая в традиционных стаканах армуду, причем напиток был подан на медном подносе, который, по словам Сиявуша, был приданым его прапрабабушки (!). Сиявуш и его друзья делились своими мыслями, планами и идеями о будущем музея, вносили предложения, шутили, фотографировались. Покидать этот до боли родной островок древности, красоты и духовности, живой памяти о наших предках, неисчерпаемой сокровищницы тайн азербайджанской земли, ее гостеприимного и щедрого народа никому не хотелось, поэтому прощание было долгим. Общение продолжилось и в коридоре, и на лестницах школы, и во дворе, и у дороги…
Интересно, какие еще тайны откроет история абшеронской земли людям, живущим на ней, созидающим и смотрящим с надеждой и оптимизмом в будущее?..
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать