• четверг, 28 Марта, 12:37
  • Baku Баку 16°C

Темное прошлое,

19 октября 2017 | 19:35
Темное прошлое,

ПРОБЛЕМА
Детей невозможно не любить, не умиляться их шалостям, не улыбаться в ответ на их искреннюю улыбку, глядя в доверчивые глаза. Но есть отморозки, которые испытывают к детям нездоровую тягу, а именно - сексуальное влечение. Речь идет о педофилах.
Как говорят психологи и психиатры, многие из тех, кто испытывает к детям отнюдь не отеческие чувства, фантазируют на тему сексуальных отношений, но не решаются воплотить их в реальность. Возможно, их останавливает мысль о наказании, а может быть, они все же осознают, что подобные желания ненормальны и с ними необходимо бороться. Но есть и те, кто не может и не хочет обуздать свои нездоровые порывы.
Как правило, считается, что опасность стать жертвой педофила больше подстерегает девочек. Однако, по мнению специалистов, это неверно, так как мальчики также довольно часто становятся жертвами сексуального насилия. Известно, что дети отличаются своей доверчивостью и верят словам незнакомого дяди о том, что он угостит их конфеткой, отведет в цирк или зоопарк.
Родители без устали должны объяснять своим чадам, что с незнакомыми людьми не нужно вступать в разговор и тем более куда-то идти с ними. Проблема в том, что иногда дети в предвкушении обещанного напрочь забывают о предупреждении взрослых. Им и в голову не приходит, что кто-то может обидеть их или причинить вред. Чтобы такого не произошло, родителям нельзя выпускать ребенка из вида.
Если в советское время дети обычно бегали во дворе до глубокой ночи и родители из окна кричали им, что пора домой, то в наши дни мамы, а иногда и папы наблюдают за играми своих чад, находясь на детской площадке. Сейчас родители обычно провожают и встречают детей из школы, боясь отпускать их одних. И связано это не только с опасениями по поводу педофилов, но и с ужасным дорожным движением. Однако несмотря ни на что, в жизни могут возникнуть ситуации, когда ребенок по тем или иным причинам ненадолго остался без присмотра, и нет никакой гарантии, что за это время он не станет жертвой извращенца.
В последнее время сообщения о нападении педофилов поступают все чаще, и это не может не вызывать тревогу общественности. Как же бороться с преступлениями такого рода и что необходимо предпринять для защиты наших детей? В некоторых странах для борьбы с педофилами создаются базы данных, реестры с именами и местом их проживания. Граждане могут зайти в такую базу данных и получить интересующую информацию. Возможно, и в нашей стране стоит сделать нечто подобное.
Согласно информации, полученной из Комитета по проблемам семьи, женщин и детей, нельзя сказать, что в Азербайджане наблюдается рост числа преступлений, совершаемых педофилами. Так, по данным статистики, насилие в отношении несовершеннолетних составило в 2014 году 198 случаев, в 2015-м - 182, в 2016 году - 196. Словом, нельзя утверждать, что в стране имеет место рост насилия и количество фактов педофилии на территории республики возросло.
Отметим, что лечение педофилии представляет значительные трудности и может быть эффективным только при наличии осознанного согласия и твердой установки на терапию у пациента. В большинстве случаев прогноз весьма сомнительный: даже если педофила арестовали и посадили в тюрьму, он, выйдя на свободу, вполне может взяться за старое. Разумеется, никому не хочется, чтобы по соседству жил педофил, даже отсидевший за свои преступления, но одно дело - знать и быть начеку, а другое - даже не подозревать, что улыбчивый сосед из дома напротив имеет темное прошлое и его стоит опасаться.
Как рассказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» председатель Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, данная проблема актуальна уже долгое время. Наш собеседник отметил, что многие из преступников, отсидевших положенный срок, меняют место жительства и берутся за прежнее там, где о них никто ничего не знает.
- Вопрос в том, как в подобных случаях соблюсти баланс между интересами личности и общества? С одной стороны, человек отбыл наказание, погасил судимость, то есть официально считается несудимым, а значит, зачем его стигматизировать? С другой - сексуальное преступление, а тем более против малолетнего, - это ведь не кража мелочи из кармана. Такое преступление оставляет след на всю жизнь, и жертва потом будет бороться с проблемами психологического, а порой еще и физического характера. Так стоит ли рисковать безопасностью граждан, сохраняя инкогнито бывшему преступнику? Скажем, американцы решили, что этого делать не стоит и, переступив через имевшиеся сомнения, еще в 1996 году создали базу данных о насильниках. На сегодняшний день она общедоступна в интернете, - рассказывает правозащитник.
Э.Зейналов подчеркнул, что согласно принятому тогда «Закону Меган Канка», названному в честь семилетней девочки, изнасилованной и убитой педофилом, который до того уже отбыл наказание за секс с двумя малолетними девочками, граждане получили доступ к персональным данным лиц, совершивших сексуальные преступления: имя, место жительства, фотография, марка автомашины, список совершенных преступлений.
- В США насильники обязаны пожизненно сообщать в полицию об изменении своих данных. Эти сведения помещаются в базу данных Департаментом юстиции на основании судебного решения. Попавших в список лиц запрещено запугивать, но несколько мужчин из этого списка уже убиты. Кроме того, каждый штат может добавить и свои местные меры. Скажем, в Техасе каждый зарегистрированный маньяк должен размещать надпись о своем статусе на лужайке перед домом и на своем автомобиле, а в штате Джорджия сексуальным преступникам запретили проживать и работать ближе 300 метров от детей. Правда, такие меры не могут не вызывать вопросов правозащитного порядка, - считает Э.Зейналов.
Между тем такие базы данных уже созданы в соседнем Казахстане, разговоры об их возможном создании идут и в России. Дело в том, что по данным уполномоченного по правам ребенка РФ Анны Кузнецовой, количество преступлений в России против половой неприкосновенности и половой свободы личности в отношении несовершеннолетних постоянно растет. Она привела пугающие цифры: за последние годы рост составил 40%. В 2016 году было зафиксировано 12 353 преступления против 8825 в 2012-м. А.Кузнецова убеждена, что остановить педофилов может только ужесточение наказания. Детский омбудсмен предлагает прописать законодательно пожизненный административный надзор за лицами, совершившими подобные деяния, а также запрет на любые формы общения этих лиц с несовершеннолетними в рамках административного надзора. По ее словам, нужно создать реестр лиц, осужденных за подобные преступления с целью усиления контроля над ними.
По словам Э.Зейналова, согласно уголовному законодательству Азербайджанской Республики, если человек отбыл наказание и погасил судимость, он считается несудимым, поэтому тут не все так однозначно.
- Насколько оправданным будет включение его в «черный список», если у закона к нему нет претензий? Кроме того, вопрос: кто попадет в такой реестр сексуальных преступников в Азербайджане? Получается, что в список придется включить всех тех подростков, которые в пубертатном возрасте пытались получить свой первый сексуальный опыт с детьми своего возраста или более младшими. Туда же нужно будет включить и десятки тысяч тех взрослых мужчин, которые женились на девочках младше 16 лет, - отметил правозащитник, подчеркнув, что нельзя забывать о том, что дети очень внушаемы, и ими могут манипулировать: например, один родитель может настраивать его против другого. - Так, в Корнуэльском университете провели эксперимент с трехлетними детьми. Их подвергли медосмотру с видеосъемкой, а потом несколько раз спросили, касался ли доктор их гениталий. В конце концов часть детей (38-70%) заявила, что доктор их касался. В общем, при желании можно сделать ребенка орудием мести. Например, при разводе жена озлоблена на мужа и хочет ему отомстить. Она может подговорить детей, чтобы те обвинили отца в сексуальных домогательствах, и тем самым навсегда испортить ему жизнь - он станет изгоем.
Возможны и судебные ошибки, которые допускают даже европейская и американская Фемида. Что говорить о нашей системе правосудия, которая тоже пока далеко не совершенна? Ошибки происходят во всех странах. Например, за преступления «пологовского маньяка» Сергея Ткача было осуждено по меньшей мере семь человек. Еще до поимки маньяка в камере повесился отец, обвиненный в убийстве родной дочери, а другой был расстрелян. Возможно и такое, что в случае создания «черного списка» в первую очередь заподозрят уже судимого и пройдут мимо настоящего, но ранее не судимого преступника, - делится своим мнением правозащитник.
Безусловно, обвинять во всех грехах человека, который уже получил свое за совершенное преступление, неправильно. Вполне возможно, что он, если и не исправился, то, отсидев на зоне, держит свои больные пристрастия в узде, не желая вновь попасть в места не столь отдаленные. Однако нет никаких гарантий, что педофил вновь не возьмется за старое, поэтому люди, контактирующие с ним, имеют право знать о темных страницах его биографии. А уж верить в его исправление или нет - каждый должен решать сам.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать