• вторник, 23 Апреля, 14:39
  • Baku Баку 24°C

Косовское наследие

12 октября 2017 | 10:51
Косовское наследие

ВЗГЛЯД
Референдум в Каталонии имел большой резонанс не только в Испании, что понятно, но и во всем мире. Европейцы, нарушив все свои прежние заявления о неотъемлемом праве народов на самоопределение, касающиеся процессов в Сербии, Азербайджане и других странах, имеющих проблемы с территориальной целостностью, тут вдруг стали яростными защитниками той же территориальной целостности. То есть в очередной раз нашла свое подтверждение западная практика двойных стандартов: Сербия и Азербайджан должны заботиться о праве народов на самоопределение, а вот власти Испании, видите ли, должны это право подавить в зародыше.
О происходящем в Испании, политике ЕС и каталонском кризисе в интервью газете «Каспiй» рассказал известный молдавский историк и политолог Зураб Тодуа.
- Какова ваша оценка прошедшего 1 октября в Каталонии референдума? Зачем жителям Каталонии вообще понадобился этот референдум? Не лучше ли им жилось в рамках благополучной, сытой Испании?
- Референдум в Каталонии показал, что более половины населения этой (пока все еще) автономной области в составе Испании настроено на отделение от страны. Это очень неприятный факт для Мадрида, но от него никуда не деться. И отмахнуться, сделать вид, что ничего особенного не произошло, тоже не выйдет. В историю это событие войдет как каталонский прецедент, который является логическим продолжением процесса, начатого в 2008 году с признания независимости Косово. Как ни уверяли западные политики, что Косово «это уникальный случай», уникальным это событие не стало, а запустило опасные дезинтеграционные процессы, и мы сегодня являемся их свидетелями.
Что касается того, как живется жителям Каталонии в Испании, это вопрос, который по большому счету особого значения не имеет. История свидетельствует о том, что подобные движения зачастую носят иррациональный характер, никак не связанный с материальным положением жителей, проживающих на конкретной территории. Эксперты любят говорить о том, что в Каталонии проживает 16% населения Испании, но производит 23% ВВП всей страны. Прямо скажем, не умопомрачительные цифры.
Кроме того, любой грамотный экономист подчеркнет, что большая часть этих 23% ВВП производится в тесной кооперации с другими областями Испании. Если же мы уточним, что из семи с половиной млн человек, проживающих в Каталонии, этническими каталонцами являются всего лишь 35%, а почти половина - это испанцы, выходцы из других провинций (еще 14% - это приезжие из стран Латинской Америки), то ситуация станет совсем запутанной. Получается, часть каталонских испанцев тоже настроена на отделение.
- Почему официальный Мадрид столь жестко отреагировал на проведение референдума, отказавшись вести переговоры, как характеризует себя европейский стиль правления?
- Мадрид просто не знал, как правильно отреагировать в данной ситуации. Но, по моему мнению, ошибка состояла не в том, что была применена сила, а в том, что она была применена необдуманно. Либо надо было смириться с референдумом, сделать вид, что у Мадрида все под контролем и вести переговоры дальше. Либо, если уж решились применить силу, то надо было это сделать так, чтобы большая часть из 2 300 с лишним участков для голосования были заблокированы заблаговременно, еще до начала голосования.
Судя по всему, сил полиции и гражданской гвардии, которую прислали в Каталонию из других регионов, не хватило. Поэтому получилось самое худшее, что может сделать государство в подобных случаях: нерешительное применение силы, половинчатое решение. Это только провоцирует еще большее сопротивление и, с другой стороны, говорит о неуверенности власти. Нечто подобное было характерно для СССР времен позднего М.Горбачева (в конце 80-х гг. прошлого века), когда страна стала «трещать по швам».
- Чем объяснить поведение стран - членов ЕС, поддержавших жесткие меры Мадрида против Каталонии, что идет вразрез с их поведением в отношении других территорий, желающих добиться независимости - Косово, Нагорный Карабах и т.д.?
- Ответ очевиден. Все это происходит на территории Европейского союза - это близко, «горячо», опасно, да и просто страшно. Косово, Приднестровье, Нагорный Карабах, другие территории, претендующие на независимость или отделение, - это далеко. Тут можно поиграть в политику в зависимости от интересов. Старо как мир. Двойные стандарты. Как говорится, «своя рубашка ближе к телу». Никто не хочет, чтобы в Старой Европе начался процесс дезинтеграции с непредсказуемыми последствиями, чтобы примеру Каталонии последовали другие провинции Испании, а также Шотландия, Корсика, Трансильвания и т.д.
- Как теперь будет складываться ситуация в Каталонии, когда ее жители намерены добиваться независимости?
- Жители Каталонии, те, что выступают за независимость, продемонстрировали, что готовы отстаивать свою позицию цивилизованно. Обратите внимание, во время столкновений не было ни одного примера применения силы с использованием камней, бутылок и т.д. со стороны тех, кто пришел на избирательные участки. Люди демонстративно не оказывали силового сопротивления, если не считать таковым случаи, когда протестующие садились на асфальт или на пол (внутри избирательных участков). Я полагаю, что теперь власти автономии будут не спеша, но последовательно продвигаться к своей цели, опираясь на результаты референдума, постепенно увеличивая отвоеванный «плацдарм». Возможно, речь пойдет о сокращении отчислений в госбюджет Испании, о новом увеличении полномочий, хотя Каталония и так обладает наивысшим уровнем автономии по сравнению с другими испанскими провинциями (автономными сообществами) и т.д.
- Дойдет ли дело до гражданской войны, или стороны все же смогут договориться?
- Не думаю. Вряд ли среди жителей Испании, в том числе и в Каталонии, есть много желающих отстаивать свои идеи силой оружия. В XX веке Испания пережила тяжелейшую гражданскую войну (в 30-х годах). Общее примирение с большим трудом произошло совсем недавно, в 70 - 80-е годы. Память об этой травме жива. Поэтому, скорее всего, каталонцы будут защищать и продвигать свою позицию политическими методами. Ситуация может измениться, если Мадрид пожелает подавить очаг сепаратизма военным путем. Тогда все будет возможно. Уверен, что власти Испании обратили внимание на то, что 1 октября полиция Каталонии, подразделения пожарной службы фактически выступили на стороне местной администрации.
- Говорят ли события в Каталонии о провале европейского проекта в целом?
- Нет, референдум в Каталонии и все, что с ним связано, не свидетельствует о провале европейского проекта. При создании Европейского союза и потом, в ходе включения в него новых государств, мало кто из серьезных политиков полагал, что все будет безоблачно и без проблем. Но инициаторы создания ЕС были уверены, что они смогут справиться с трудностями и создать дееспособное объединение государств. В экономическом и политическом отношении ЕС сегодня - это центр силы. Хотя и не такой влиятельный и мощный, как США, Россия и Китай, которые, помимо прочего обладают также и военной силой. Не случайно сегодня в Брюсселе раздаются голоса о необходимости создания вооруженных подразделений ЕС.
Сегодня речь идет о вызовах этому проекту, и весьма серьезных. Каталония - из их числа. Главная проблема, на мой взгляд, состоит в том, что уровень нынешних политиков ЕС не соответствует масштабу и сложности этих вызовов (как когда-то М.Горбачев и Политбюро ЦК КПСС оказались беспомощными перед проблемами, которые впоследствии привели к распаду Советского Союза). Европа сегодня нуждается в политиках масштаба Уинстона Черчилля, Маргарет Тэтчер, Гельмута Коля, Франсуа Миттерана, Валери Жискар д‘Эстена. А их нет, и когда они появятся, неизвестно.
В тему
Глава правительства Каталонии Карлес Пучдемон и другие руководители автономии подписали 10 октября документ о провозглашении независимости региона от Испании, однако в действие он пока не вступает.
«Учреждаем Каталонскую Республику как независимое и суверенное, правовое, демократическое и социальное государство», - гласит текст документа.
Подписи под документом поставили Пучдемон, его заместитель Ориол Жункерас, председатель парламента Каталонии Карме Форкадель и 72 депутата законодательного органа, образующие правящее большинство. Предполагается, что декларация будет вынесена на голосование парламента, если переговоры между Барселоной и Мадридом о мирном урегулировании кризиса потерпят неудачу.
На случившееся не замедлила реакция правительства Испании, потребовавшей от властей Каталонии объяснений, действительно ли они провозгласили независимость автономии. «Правительство потребует от правительства Каталонии объяснить, провозглашена ли ими независимость? - заявил премьер Мариано Рахой. - Это требование необходимо для введения в действие статьи 155 Конституции. Тем самым мы хотим придать уверенности нашим гражданам. Ответ, который даст нам глава Женералитета, предопределит решение, которое примет правительство в ближайшие дни».
Отметим, что статья 155 Конституции Испании позволяет частично лишить Каталонию самоуправления.
Роман ТЕМНИКОВ,
наш спецкорр

Брно, Чехия
banner

Советуем почитать