• пятница, 29 Марта, 12:50
  • Baku Баку 14°C

Зеркальная дипломатия

12 октября 2017 | 10:05
Зеркальная дипломатия

ПОЗИЦИЯ
Это произошло после ареста в прошлую среду сотрудника генконсульства США в Стамбуле Метина Топуза. Полиция задержала его по подозрению в связях с лидером движения «Хизмет» («Служение») и проповедником Фатхуллахом Гюленом, обвиняемым в организации попытки военного переворота 15 июня прошлого года. Кроме того, турецкие правоохранительные органы подозревают Топуза в подрыве конституционного строя и шпионаже.
Анкара давно требует от Вашингтона выдачи Фатхуллаха Гюлена, осевшего с 1999 года в Пенсильвании. Однако американские власти не желают экстрадировать проповедника, что вызывает справедливое возмущение Анкары.
Демарш Вашингтона и ответ Анкары
В ответ на арест Топуза посольство США в Анкаре сообщило, что выдача неиммиграционных виз (подразумевает посещения по делам бизнеса, с туристическими целями и т.д.) гражданам Турции приостановлена. Мотивируется это тем, что якобы последние события вынуждают правительство Соединенных Штатов подвергнуть сомнению приверженность Турции должному обеспечению безопасности дипломатических представительств США и их персонала.
Буквально на следующий день, 9 октября, последовал ответ Анкары, которая, сославшись на необходимость «пересмотреть вопрос об обязательствах правительства США в отношении безопасности дипмиссий Турции и их персонала», приостановила выдачу неиммиграционных виз американским гражданам.
Комментируя эту ситуацию, президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция - правовое государство, а не племенное образование, и этот факт должен быть четко уяснен, а текст заявлений, озвучиваемых американской стороной, получит зеркальный ответ Анкары.
Стоит отметить, что Метин Топуз не единственный «человек Вашингтона», арестованный турецкими властями. Год назад, сразу после провалившегося путча, в Измире был задержан пастор пресвитерианской церкви США Эндрю Брансон. Как сообщает ACLJ (American Center for Law and Justice - Американский центр закона и справедливости), еще 14 мая, во время визита Эрдогана в Белый дом Дональд Трамп замолвил слово за арестованного священника. Однако судя по результату, услышан он не был. Всего же в ходе арестов, последовавших вслед за попыткой военного переворота, за решеткой оказалось не менее десяти американских граждан, что, разумеется, не может понравиться Вашингтону.
Взаимные претензии
Впрочем, персона проповедника Гюлена - не единственный камень преткновения в отношениях Турции и США. Анкара не раз призывала Вашингтон прекратить поддержку ПДС/ОНС, являющейся сирийским филиалом запрещенной в Турции и США Курдской рабочей партии (КPП) и прямо угрожающей национальной безопасности страны, но безрезультатно.
И, как того следовало ожидать, не встречая понимания со стороны Вашингтона, Анкара начала развивать сотрудничество с Россией. В результате этого в 2017 году Турция, Россия и Иран договорились объединить усилия для урегулирования ситуации в Сирии и выступили в качестве гарантов перемирия в зонах деэскалации. И в настоящее время Анкара готовится ввести военные подразделения в сирийскую провинцию Идлиб, где армия Башара Асада при поддержке ВКС России ведет борьбу с отрядами «Хайят Тахрир аш-Шам». И что примечательно, на этот раз Дамаск не возражает против турецкого военного присутствия в стране. Задачей Турции в этой провинции является не допустить смычку «Рожавы» - трех кантонов самопровозглашенной курдской автономии.
В то же время после официального визита Эрдогана 4 октября в Тегеран заметно улучшились турецко-иранские отношения. Таким образом, на почве сирийского кризиса началось формирование тройственного союза между Турцией, Россией и Ираном, что не может не раздражать Белый дом.
Еще одним поводом для претензий США к Турции стало намерение Анкары приобрести российские зенитные ракетные системы «Триумф» С-400. В Пентагоне считают, что размещение в Турции систем ПРО российского производства угрожает совместимости вооружений по линии НАТО. Как уже мы писали, сенатор Бен Кардин даже призвал Дональда Трампа ввести санкции против Турции за военно-техническое сотрудничество с Россией.
Что дальше?
Разумеется, все эти разногласия не могли не вызвать серьезной озабоченности в Белом доме. Не случайно госсекретарь США Рекс Тиллерсон, выступая 14 июня в Конгрессе, выразил обеспокоенность сближением Анкары и Москвы. По мнению главы американского внешнеполитического ведомства, отношения с Турцией «чрезвычайно важны» для США, НАТО и Евросоюза.
Впрочем, несмотря на все разногласия, турецкое руководство, защищая свои национальные интересы, все же не спешит сжигать мосты в отношениях с Западом. Несмотря на все трения, Анкара не готова поворачиваться спиной к Западу и не намерена разрывать совместные соглашения с США. Надо понимать, что Соединенные Штаты - слишком серьезный игрок, чтобы конфликт с ним мог обойтись без потерь для экономики Турции. Россия никоим образом не может политически и экономически заменить Турции партнерские отношения с Европой и Америкой. Да и президент Эрдоган так далеко заходить и не намерен.
Салех БАЯТ
P.S. Турция надеется на скорейшее решение кризиса в отношениях с США, который начался после ареста сотрудника генконсульства США, сказал пресс-секретарь и заместитель председателя правящей Партии справедливости и развития Турции Махир Унал, сообщают турецкие местные СМИ. Как отметил Унал, в настоящее время МИД Турции ведет переговоры по этому вопросу. По его словам, кризис в отношениях США и Турции не повлияет на военное сотрудничество между сторонами.
banner

Советуем почитать