• суббота, 20 Апреля, 11:56
  • Baku Баку 14°C

Остановить в зародыше

29 сентября 2017 | 11:27
Остановить в зародыше

СИТУАЦИЯ
«Иракский Курдистан» сделал свой выбор, сейчас идет подсчет голосов. Официальный Багдад выборов не признает, называя их антиконституционными. Против так называемого «референдума» высказались и соседние страны - Турция, Иран, Россия.
Что последует за этим «референдумом», пока предсказать трудно, но предположить можно. Ирак может пойти на военную эскалацию, к нему вероятно присоединятся Турция и Иран. Ну а если Башар Асад укрепит свою власть, тогда ситуация обострится еще больше.
Тем временем ситуация в Каталонии обостряется с каждым часом, до «референдума» здесь остается каких-то два дня. Каталонцы, как и курды, намерены провести референдум во что бы то ни стало, а вот официальный Мадрид делает все, чтобы сорвать его.
«Этому не бывать!» - утверждает премьер-министр Испании, и каталонским лидерам - организаторам воскресного голосования об отделении Каталонии - все труднее опровергнуть его слова. Во-первых, Министерство экономики Каталонии, фактически являющееся мозговым центром референдума, серьезно пострадало в результате обыска, проведенного испанской полицией. Во-вторых, четырнадцать чиновников невысокого уровня были арестованы, но, что более важно, было конфисковано почти 10 миллионов бюллетеней для воскресного голосования, а информационный сайт референдума закрыт.
Разгорелся конфликт между центральной полицейской властью и полицией Каталонии - Мосоз Дэскуадра. Дело в том, что полицейских для усиления перевели под командование Гражданской гвардии Испании, МВД арендовало три парома для размещения дополнительных подразделений сил безопасности, направленных в регион, и теперь развернулась ожесточенная борьба за контроль над региональной полицией Каталонии.
Более того, Генеральный прокурор Каталонии отдал приказ Мосоз Дэскуадра перейти под командование Гражданской гвардии Испании, чтобы объединить усилия по сбору доказательств подготовки незаконного референдума и его предотвращению. Но глава каталонской полиции майор Жузеп Луис Траперо отказался подчиниться этому приказу.
Одним словом, ситуация такова, что народ Каталонии хочет провести референдум, а правоохранительные органы автономии против. Высший суд Каталонии предписал правоохранительным органам препятствовать открытию избирательных участков для проведения голосования о независимости автономного сообщества. В постановлении суда говорится, что правоохранительные органы должны «препятствовать до 1 октября использованию помещений или государственных зданий для… подготовки референдума». Кроме того, они должны «препятствовать деятельности или открытию общественных помещений для использования как логистических структур или подсчетов», таких как «центры обработки, приема, подсчета голосов или управления ими».
Но состоится ли голосование? Глава автономии Пучдемон утверждает, что голосование состоится. Несмотря на то, что 10 миллионов бюллетеней было изъято, организаторы скопировали их на обычных копировальных машинах. Мадрид хотя и сопротивляется, но правительство все же ожидает, что некое подобие референдума все же будет. При этом в правительстве опасаются вспышек насилия, когда полиция начнет блокировать избирательные участки. Правда, нельзя сказать, что в запасе у испанского правительства ничего не осталось. Там заготовлена «тяжелая артиллерия» в виде ареста главы Каталонии по обвинению в гражданском неповиновении, злоупотреблении служебными полномочиями и растрате государственных средств.
Кроме этого, правительству может помочь расплывчатость статьи 155 Конституции Испании. Эта статья дает право правительству получать у Сената необходимые полномочия для обеспечения действия национальных законов в любой из 17 автономных областей, включая Каталонию. Расплывчатость ее в том, что она доселе никогда не использовалась, но позволяет правительству распустить каталонское правительство и даже парламент автономии.
С другой стороны, Пучдемон, если ему удастся провести референдум, на следующий день намерен призвать Испанию и Евросоюз к диалогу. Хотя на самом деле это выглядит утопией - Испания против референдума, а Евросоюз недвусмысленно намекал, что не хотел бы видеть в своем составе новое территориальное образование, которое, хочет оно этого или нет, первое время будет «ярмом» на шее ЕС.
Между тем не все каталонцы согласны со своим руководством. «Мы не националисты и не согласимся с реформами, проводимыми только ради власти и денег. Мы хотим построить в Каталонии демократичное и толерантное общество, со всеобъемлющими свободами для всех членов, в том числе испаноговорящих», - заявляет Ана Лосада, член Гражданского общества Каталонии, которое выступает против проведения референдума.
Тем временем в Испании растут антикаталонские настроения. Достаточно отметить, что испанцы провожали отряды испанской полиции перед отправкой в Каталонию с лозунгами «Покажите им там!» Разногласия имеют место и между политическими партиями. Левые, другие националисты требуют принять пакет реформ, которые позволят легализовать подобные референдумы. Но с этим категорически не согласны две крупнейшие партии страны - Народная партия Рахоя и Испанская социалистическая рабочая партия - они не хотят, чтобы за регионами было законодательно закреплено право на проведение референдумов о независимости от Испании.
Референдум в том или ином виде все же состоится, если даже каталонцам придется голосовать подпольно. Но вопрос в другом: что дальше? Ведь после референдума может сложиться парадоксальная ситуация - с одной стороны, сильная центральная власть, не признающая независимости, с другой - забаррикадировавшийся парламент Каталонии, не знающий, что делать дальше, или принимающий решения, которые нельзя выполнять. На уступки ни Испания, ни Евросоюз не пойдут. Испании нужна территориальная целостность, а Евросоюз не хочет распространения «дурного примера», «кандидатов» на это, кстати, более чем достаточно. «Референдумная» болезнь может превратить в будущем Евросоюз в сообщество стран-карликов. Эту болезнь нужно остановить в зародыше.
Али САИДОВ
banner

Советуем почитать