• четверг, 28 Марта, 12:41
  • Baku Баку 16°C

Йенс-миротворец

22 сентября 2017 | 11:14
Йенс-миротворец

ПОЗИЦИЯ
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на бизнес-форуме Bloomberg в США подтвердил продолжающиеся переговоры о покупке зенитно-ракетных систем С-400 у России.
Примечательна оригинальность гиперболы в его исполнении, поскольку он привел в качестве примера обладателя этого вида оружия - режим Башара Асада, разместившего комплексы поблизости от границ братской страны.
«Если в Сирии находятся С-400, то я буду стараться, чтобы и у нас были и С-400, и даже С-500, и С-600, - отметил Эрдоган. - Если мы не можем купить оружие у НАТО, то мы найдем другой способ это сделать. Мы предпринимаем необходимые шаги, связанные с баллистическими ракетами. В наши обязанности входит защита 80-миллионной Турции».
Прямо и откровенно
Примечательно, что примерно пару месяцев назад Эрдоган объявил о двустороннем контракте на поставку Турции 4-х дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» (по восемь пусковых установок) общей стоимостью в $2,5 млрд (это при условии, что в каждый комплект поставки входит командная машина, радиолокационная станция и пуско-заряжающие установки плюс запчасти и обслуживание). «Рособоронэкспорт» и помощник президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин подтвердили, что Анкара внесла первый взнос в качестве частичной предоплаты. Таким образом Турция стала первой страной НАТО, получившей С-400 (ранее Греция приобрела российские комплексы С-300 и ЗРК «Бук», которые были выкуплены у Кипра в 1999 году). Таким образом о каком продолжении переговоров идет речь - непонятно.
Что же касается обещания Эрдогана постараться приобрести «даже С-500, и С-600», то, по всей вероятности, это было сказано, что называется, для красного словца. Дело в том, что ЗРК С-500 «Прометей», из новейшего поколения зенитных ракетных систем, в котором предполагается применить принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей, находится в стадии разработки ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
Правда, от него ждут многого - этим средством поражения должно обеспечиваться прикрытие отдельных регионов, крупных городов, промышленных объектов и приоритетных стратегических целей. Также среди задач зенитного комплекса ставятся уничтожение гиперзвуковых крылатых ракет, низкоорбитальных спутников и космических средств поражения, запускаемых с гиперзвуковых самолетов, ударных гиперзвуковых БПЛА и орбитальных платформ. Что касается С-600, если он и существует гипотетически, то в виде проекта, который еще предстоит реализовать.
Непонятное недовольство
По объяснимым причинам, главный союзник Турции по НАТО - США выразили недовольство в связи со сделкой с Москвой, правда, в обтекаемой форме, мол, имеются риски вроде того, что российские зенитно-ракетных системы не совместимы с аналогами Североатлантического альянса. Но по сути американцы признают правомерность суверенного решения Анкары, хотя кое-кто в Вашингтоне не прочь «наказать строптивцев за своеволие» и ввести санкции.
Такое предложение выдвинул в своем письме в администрацию США ведущий представитель Демократической партии, сенатор Бен Кардин, который убежден, что покупка современной российской системы ПВО Турцией противоречит американскому законодательству, поскольку Россия находится под санкциями. Данный закон накладывает санкции «на любое лицо, которое заключает существенную сделку с оборонным или разведывательным секторами Российской Федерации».
Но тут на самом деле взыграла ревность насчет того, что союзник решил встать на сторону неприятеля в переломный момент передела мира.
Разряжая ситуацию
Посильно ситуацию постарался разрядить генсек НАТО Йенс Столтенберг на полях 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где он заявил журналистам, что накануне встретился с Эрдоганом, который сообщил ему о начале переговоров о закупке ПВО SAMP/T (в ВВС Франции имеет обозначение «Мамба») производства итальянско-французского концерна Eurosam.
«Посмотрим, каков будет итог этих переговоров, будем надеяться, что они к чему-нибудь приведут», - мягко выгородил он турок, подметив заодно, что каждая страна-участница альянса на основании устава вправе самостоятельно решать, какие системы вооружения покупать. Однако «для НАТО важно, чтобы мы были как можно более функционально совместимы и могли взаимодействовать друг с другом», - добавил он, на полном серьезе заверив публику, что «Эрдоган привержен НАТО не только на словах, но и в делах». Генсек назвал Турцию ключевым государством с точки зрения безопасности НАТО благодаря стратегическому расположению на границе Ирака и Сирии. Более того, по его словам, она также является одной из ведущих стран «в рамках наших усилий, призванных не допустить нового превращения Афганистана в прибежище международного терроризма».
Но действительно ли Анкара намерена закупить ЗРК SAMP/T, которые делали для своих вооруженных сил Франция и Италия?
На самом деле летом этого года Министерство национальной обороны братской страны подписало соглашение с упомянутым консорциумом Eurosam о совместных разработке и производстве в Турции системы противовоздушной и противоракетной обороны. Комментируя подписание соглашения с Eurosam, министр национальной обороны Турции Фикри Ышик тогда заявил, что оно не противоречит подготавливаемому соглашению с Россией о приобретении Турцией ЗРС С-400, поскольку закупка С-400 отвечает «нашим сегодняшним насущным потребностям», в то время, как в соглашении с Eurosam имеется в виду более отдаленная совместная трехсторонняя программа.
Как видим, Эрдоган проявил твердость духа - подписав контракт по С-400, он наглядно продемонстрировал Западу и союзникам по НАТО, что сближение с Россией - для него вынужденный шаг на фоне осложнения отношений с США по курдскому вопросу и т.д. И что у него есть альтернатива в плане закупок вооружений. Теперь он может заняться деловыми разговорами с «правильными партнерами» и закупить ту систему, которая будет органично, и не вызывая излишних эмоций на Западе, сопрягаться с натовской системой противовоздушной обороны. Тем самым турецкий президент сделал шаг в сторону восстановления пошатнувшихся отношений с европейскими странами, показывая, что страна оставила открытыми двери для сотрудничества.
В то же время, ведя переговоры с Францией и Италией о закупке ЗРК их производства, Анкара старается продемонстрировать, что вина за обострение отношений с Евросоюзом (читай, Берлином) лежит не на турецком, а на немецком руководстве.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать