• пятница, 19 Апреля, 16:03
  • Baku Баку 25°C

Дух маниловщины

14 сентября 2017 | 11:36
Дух маниловщины

НРАВЫ
Президент Молдовы Игорь Додон назвал три условия объединения страны с Приднестровьем, и все они, мягко говоря, трудновыполнимы.
Сам он, конечно, равно как и определенная часть выходцев из «советской шинели», не представляет свою страну без интеграции в заданном направлении, но каков процент этих людей в обществе? Давайте посмотрим, чем пахнут его рассуждения…
Условие первое
«Как можно решить приднестровский вопрос? Первое, и это должно быть основой, - промолдавское большинство в парламенте, которое не стремится в НАТО, не выступает за объединение страны с Румынией. Такая власть может появиться в конце 2018 года - после парламентских выборов», - делится он в интервью с РИА «Новости». Тут с ним можно согласиться только в том случае, если депутатов будут не избирать, а назначать в его администрации, но местная центральная избирательная комиссия, хоть и является независимым органом, ее деятельность оплачивается, увы, не главой государства, а правительством, находящимся с ним в глубокой конфронтации. Более того, как могут молдаване не стремиться к центру тяжести в виде Бухареста, если даже есть живые свидетели отторжения этой территории советскими властями.
Вообще-то, строго говоря, жители основной территории бывшего королевства и бессарабы, в основном, единый народ с единым языком и культурой, а избранный президент словно с луны свалился, выдвинув ультиматум по поводу антирумынского парламента. Есть еще один момент - руководящие румыны в Евросоюзе еще в 2014 году (на три года раньше грузин и украинцев) отменили визы для молдаван, направляющихся в Шенгенскую зону, ну, а такого рода маленькие преференции, сами понимаете, как действуют на обывателей, клошаров и представителей творческой интеллигенции.
Условие второе
Вторым условием объединения лидер Молдовы назвал договоренности с руководством Приднестровья о создании общей страны, при этом тут же оговорился, что это очень непросто, так как под «юрисдикцией» Тирасполя (считай, Кремля, начиная с 1990 года, когда Кишинев хотел «прижать к ногтю» гагаузов тоже) выросло целых полтора поколения.
Кроме того, у этих субъектов разные подходы к государственному управлению, разные налоговые системы. Более того, в Приднестровье дислоцируются российские войска, а Молдова соблюдает конституционный нейтралитет, правда, высылая своих солдат в составе миротворцев в горячие точки и направляя их на учения с НАТО (одно другому не мешает).
Попытки призывов к населению по левую сторону Днестра «навсегда забыть о независимости или воссоединении с Россией» делались всегда - иной раз жестко, иной раз как в случае с нынешним президентом, предлагающим организовать «круглый стол». По мнению кишиневского руководства, большинство жителей непризнанной территории хочет легализироваться, иметь возможность бывать, учиться и лечиться за рубежом, экспортировать свои товары. Но несмотря на то, что экономика ПМР неконкурентоспособна, что все население примерно в 300 тысяч человек «сидит на шее» Москвы, многие не желают менять порядок вещей.
Тут есть еще один момент - подобные режимы полукриминальны и склонны к разворовыванию бюджета, как бы мы хорошо ни относились к тамошнему населению - примером может служить то, что Россия за эти годы вложила в Приднестровье примерно $20 млрд в виде дешевого газа, пенсионных отчислений, расходов на образование, здравоохранение, оборону и прочее. Ну, и где реальные плоды этих инвестиций - эта непризнанная «республика», впрочем, как и «НКР», Абхазия, Южная Осетия, «ДНР», «ЛНР», влачит невзрачное существование.
Кстати, Додон, когда шел на президентские выборы, твердо обещал решить приднестровский вопрос в пользу объединения с Молдовой, «купив» таким образом голоса наивных избирателей (а может, он действительно верит в то, что говорит), не понимающих ничего в трендах геополитики. В свою очередь президент Приднестровья Вадим Красносельский обратился к нему уже после избрания с просьбой повлиять на власти Украины, которые санкционировали продовольственную блокаду ПМР.
Как известно, Киев заблокировал территорию, сославшись на соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии стран СНГ - дескать, движение продуктов через участок границы Украина - ПМР может осуществляться только с согласования Национального агентства Молдавии по безопасности пищевых продуктов. Вот вам еще одна проблема, проистекающая из сложности совместного неприятия друг дружки Москвой и Киевом. Так что блокада предшествует появлению совместных украинско-молдавских пропускных пунктов вдоль восточной границы ПМР (первый из них уже начал работу).
Условие третье
Третьим условием Додон назвал «геополитическое окошко» в отношениях России и Запада. Тут и вовсе все шито белыми нитками - для того чтобы на него навесить ярлык «Манилова», достаточно вспомнить мартовскую встречу 2009 года глав МИД РФ и США Сергея Лаврова и Хиллари Клинтон, когда они совместно нажали на красную кнопку, символизирующую «отношения с чистого листа», на которой вместо «перезагрузка» американцы написали «перегрузка». Время доказывает, что это была не опечатка, поскольку официальный Вашингтон, независимо от сменяющихся администраций, постоянно пытается топорно уточнить, кто в доме хозяин.
Список двусторонних трений и противоречий настолько внушителен и охватывает такое количество регионов, включая «горящие» Сирию, Украину и КНДР, что его можно бы продолжить мелкими буквами по всему железнодорожному маршруту Баку-Тбилиси-Карс, а может, и дальше. Потому никак не вяжется идеализм Додона с политическим прагматизмом, а тем временем Молдова все дальше отрывается от интеграции с постсоветским пространством в сторону Запада, и отношения между президентом и правительством этой страны - нелишнее наглядное тому свидетельство.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать