• среда, 24 Апреля, 23:03
  • Baku Баку 23°C

В отсутствие внятного курса

06 сентября 2017 | 11:14
В отсутствие внятного курса

ВЗГЛЯД
С приходом в Вашингтон новой администрации ситуация в мире стала только ухудшаться. Масла в огонь периодически подливает и ужесточившаяся риторика Белого дома. А самое главное - несмотря на предвыборные обещания, Трамп значительно обострил американо-российские отношения.
Своим взглядом на происходящее в интервью корреспонденту газеты «Каспiй» рассказал главный эксперт Американо-азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексей Синицын.
- Нынешние отношения России и США уже все эксперты называют новой «холодной войной», активная фаза которой началась, как ни удивительно, с приходом Дональда Трампа в Белый дом. Не будем останавливаться на хорошо известных всем поводах ее раскручивания - «российские хакеры», ситуация в Украине, Сирии и т.д. Есть ли какая-то возможность повернуть ситуацию вспять, вернуть в русло нормального политического диалога?
- Сегодняшнее положение высшей политической элиты США лично у меня вызывает ассоциацию с известным английским сказочным персонажем Шалтаем-Болтаем (Humpty Dumpty), который свалился со стены, а теперь «и вся королевская конница, и вся королевская рать» не могут собрать нашего героя.
Американский политический истеблишмент оказался пока не в состоянии выработать понятный политический курс своей страны. Конгресс, открыто демонстрирующий стойкое неприятие Москвы и Пекина, блокирует почти все инициативы Трампа и навязывает ему свои решения, тем самым перетаскивая на себя одеяло исполнительной власти. Трамп же в ответ продолжает «троллить» старейших сенаторов в их же собственных штатах, только подливая масла в огонь перманентного вашингтонского скандала. Об этом 24 часа в сутки твердят все мировые СМИ, поэтому не будем углубляться в этот элитарный «междусобойчик».
Важно другое - на политической кухне такой страны, как США, хозяином все-таки выступает президент, который опирается на «мозговой центр» в формате собственной администрации. Но и там царит беспрецедентная в истории Америки подковерная возня с прямо-таки византийскими интригами. Причем в таком важнейшем сегменте, как национальная безопасность. Мир был удивлен, когда Дональд Трамп уволил своего главного политического советника Стивена Бэннона, которого называют «главным триумфатором избирательной кампании Трампа».
Бэннон - публицист, пропагандист, даже имиджмейкер, но чувствительными вопросами внешней политики, разведки и контрразведки никогда не занимался. Однако Трамп ввел Бэннона в Совет национальной безопасности (СНБ), оставив за его бортом …директора национальной разведки и министра внутренней безопасности. Не из-за персоналий. Из-за должностей. После выборов Трамп возненавидел спецслужбы, считая их сборищем ставленников Барака Обамы и Хиллари Клинтон.
Все это наводит на ассоциации с Борисом Ельциным, чьи действия порой не поддавались никаким разумным объяснениям. Однажды он демонстративно изгнал с заседания Совета безопасности РФ, которое проходило в присутствии журналистов и транслировалось по одному из федеральных каналов, начальника Генштаба ВС России. Не имеет, мол, генерал Квашнин доступа на столь секретное совещание.
Порядок в администрации Трампа навел новый глава его администрации генерал Джон Келли. Железный человек, надо признать. Прошел все ближневосточные кампании, у самого сын погиб в Афганистане. Келли уволил добрую половину президентских советников и отдал распоряжение предоставлять все государственные документы ему, чтобы он единолично решал, какие из них показывать президенту. Аналитики уже было заговорили о победе «силового блока» в окружении Дональда Трампа: сам Джон Келли, вице-президент Майк Пенс, глава Пентагона Джеймс Мэттис, директор ЦРУ Майк Помпео, глава СНБ генерал Герберт Макмастер и, возможно, госсекретарь Рекс Тиллерсон.
Однако The Washington Post, с ссылкой на личных друзей Трампа, опубликовал сенсационную информацию. Трамп, оказывается, недоволен позицией госсекретаря Рекса Тиллерсона, по мнению которого США следует смягчить политику давления в отношении Афганистана, Катара и Кубы. Но пикантность в том, что раздражение президента уже вызывает и новый руководитель его аппарата - генерал Джон Келли. Кстати, информация о настроениях Трампа, исходящая от The Washington Post, всегда подтверждалась. А это значит, что Белый дом не готов представить миру внятный внешнеполитический курс. Он может быть любым - мягким, прагматичным, жестким, даже очень жестким. Но он должен быть понятным и прогнозируемым. Без этого никакой диалог между ядерными державами невозможен. А их клуб, кажется, действительно пополняется Северной Кореей.
- Однако Москва и Вашингтон иногда все же находят точки совпадения интересов на т.н. «дуге напряженности», которую покойный Збигнев Бжезинский провел от западного побережья Северной Африки до Китая и куда, кстати, попадает и Азербайджан. Насколько реально развить плодотворное сотрудничество между РФ и США в этом геополитическом формате?
- О сотрудничестве можно говорить только в контексте сирийской проблематики. Действительно, РФ и США удалось создать «зону деэскалации» на юге Сирии. Но это, скорее, заслуга Израиля, кровно заинтересованного в подобной зоне, и американских военных. Я бы особенно отметил их роль, потому что без настойчивости главы Пентагона Джеймса Меттиса, председателя объединенного комитета начальников штабов Джо Данфорда, начальника военной разведки Винсента Стюарта события могли бы развиваться по совершенно иному сценарию. Его для Дональда Трампа написали бывшие сотрудники президентской администрации - директор по разведке СНБ Эзра Коэн-Ватник и советник СНБ по Ближнему Востоку Дерек Харви (Харви - полковник разведки, профессионал, прошедший горнило всех ближневосточных войн, и Коэн-Ватник, который в 30 лет от роду занял ключевую позицию в СНБ, благодаря личной дружбе с Джаванкой. Так сейчас в США называют супружескую чету Иванки Трамп и Джареда Кушнера. Тоже, кстати, официальные советники президента). Так вот, Коэн-Ватник и Харви (не могу поверить, что такие разные люди спелись) предложили президенту Трампу начать на юге Сирии наземную операцию, прикрывшись, как фиговым листком, патронируемой американцами «Новой Сирийской армией».
Этот план заблокировал сам министр обороны Джеймс Мэттис. Он посчитал, что «масштабная военная операция приведет к конфронтации с Ираном», а это «не отвечает долгосрочным интересам США в Сирии и Ираке». Поэтому американские военные вместе со своими российскими коллегами заключили соглашение о создании «зон деэскалации», а скоро и Джон Келли выдавил из СНБ и Харви, и Коэн-Ватника. Но все еще может измениться - Трамп уже трижды прекращал и снова возобновлял финансирование «Новой Сирийской армии». К тому же на ее основной базе Аль-Танф в южной Сирии американцы тайно разместили подразделения морской пехоты, оснащенные танками и даже системами залпового огня HIMARS.
Что ж, допустим, по Сирии какое-то сотрудничество все-таки есть. Но Трамп категорически отмел российско-китайские предложения по мирному урегулированию ситуации на Корейском полуострове, и теперь она стала абсолютно критической. Но это хорошо известно читателям.
- Западные СМИ утверждают, что очень скоро мы станем свидетелями беспрецедентного с 2010 года витка напряженности между Тегераном и США, что особенно должно беспокоить Азербайджан, хотя бы в силу географической близости к новой потенциально «горячей точке» вблизи наших границ. Во что может вылиться противостояние Ирана и США?
- Насчет роста напряженности - сомнений нет. Живет в США один неглупый человек по имени Пол Пиллар, бывший аналитик ЦРУ и глава Ближневосточного отдела Национального разведывательного совета при Буше-младшем. Он после первых же кадровых назначений президента Трампа горько заметил: «Как бы это ни было трагично, ингредиенты постепенно собираются для возможной войны с Ираном». Отношение американского лидера к Тегерану прекрасно известно, но не менее радикально настроено и силовое окружение Трампа.
Джеймс Мэттис, назначенный президентом Обамой главой Центрального командования Вооруженных сил США, им же был и уволен за слишком настойчивые требования разместить в Персидском заливе третий авианосец. И уже тогда нынешний глава Пентагона не раз повторял, что у Америки есть три самые серьезные угрозы: «Иран, Иран, Иран». А директор ЦРУ Майк Помпео так прокомментировал в Twitter соглашение по свертыванию ядерной программы Ирана: «Я с нетерпением жду того момента, когда можно будет отказаться от этой ужасной сделки с крупнейшим в мире спонсором терроризма».
Но никакого военного вторжения в Иран, как, впрочем, в КНДР, не будет. Договоренности по иранскому «ядерному досье» будут торпедированы Белым домом, Конгресс введет против Тегерана новые санкции, напряженность вокруг ИРИ может достичь апогея, но США не решатся атаковать эту страну. Иран - это небеззащитная Ливия. Однако военно-политический анализ ситуации в Персидском заливе - тема отдельного разговора.
- Как известно, США и Франция, с одной стороны, а Россия - с другой, являются модераторами переговоров по карабахской проблематике. Как новые политические реалии могут сказаться на процессе карабахского урегулирования?
- Удивительно, но позиции США, России и Евросоюза, представленного Францией, до сегодняшнего дня практически полностью совпадали. Я думаю, всем известно заявление американского экс-сопредседателя МГ ОБСЕ Ричарда Хогланда, который фактически призвал стороны конфликта вести карабахский переговорный процесс на известных Мадридских принципах. Причем подчеркнул, что первым шагом должно стать освобождение оккупированных азербайджанских районов. В армянских СМИ, парламенте, самом обществе заявление Хогланда вызвало бурю возмущения в стиле: «Этот Хогланд кто такой? Его, вообще, с работы уволили».
Ричард Хогланд, действительно, ушел в отставку, но концептуально в позиции США по карабахскому урегулированию вряд ли что-то изменится. Не стоит ждать от модераторов каких-то новых прорывных импульсов. Мир стоит на пороге глобальных конфликтов, и карабахская проблема может быть снова актуализирована лишь в том случае, если Армения попытается выйти из ЕАЭС и ОДКБ. Если исходить из того, что Ереван постепенно разворачивается на Запад, надеясь уйти под мощное американское крыло, то такое развитие событий вовсе не выглядит невероятным.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать