• четверг, 28 Марта, 23:16
  • Baku Баку 13°C

Взаимные упреки

04 августа 2017 | 10:45
Взаимные упреки

КОММЕНТАРИЙ
Накануне пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын подверг резкой критике высказывания спецпредставителя президента США в коалиции по борьбе с ИГ («Исламским государством») Бретта Макгерка, который открыто обвинил Анкару в связях с террористическими группами, действующими на северо-западе Сирии.
Анкара не приемлет попыток приписать ей связи с террористами ОНС в Идлибе, сказал Калын в интервью турецкому телеканалу TV Net. «Заявление Бретта Макгерка о связи между Турцией и этой террористической организацией, даже намек на это, с которым он выступил в вашингтонском Институте ближневосточных исследований, категорически неприемлемы. Почему? Да потому, что не мы контролируем Идлиб. Его контролируют иные силы. Там находятся американцы, ОНС.
Также там присутствуют российские силы и силовые структуры президента Сирии Асада», - заявил Калын, подчеркнув, что при таком положении дел попытки приписать Турции то, что не имеет к ней никакого отношения, вовсе не свидетельствуют о благих намерениях. Он также напомнил, что время от времени в СМИ появляется информация о встрече Макгерка с террористами ОНС, что подтверждают совместные фотографии чиновника с членами группировки.
Помнится, несколькими днями ранее на брифинге, посвященном борьбе президента США с терроризмом, тот же Макгерк заявил, что город Идлиб превратился в «безопасную зону для «Аль-Каиды» на турецкой границе». Сегодня США уже даже не считают необходимым скрывать свои отношения с КРП. Они продолжают сотрудничать с ней, невзирая на реакцию Турции. Мало того, что Вашингтон не видит ничего зазорного в том, чтобы открыто выражать свое удовлетворение КРП, он идет еще дальше и обвиняет Турцию в содействии террористическим организациям, связанным с «Аль-Каидой». А КРП настолько уверена в себе, что даже грозит прекратить операцию в Ракке, если Анкара решит атаковать оккупированные ею приграничные с Турцией территории Сирии. Потому неудивительно, что в Анкаре все чаще раздаются голоса о выходе Турции из НАТО, а президент страны Реджеп Тайип Эрдоган грозит своим союзникам по альянсу пересмотреть условия военного сотрудничества.
Претензии Анкары
В конце июня президент Эрдоган уже в который раз обвинил союзников по НАТО в «сотрудничестве с террористами», что несовместимо с принципами партнерства. В частности он заявил, что эти действия являются грубым нарушением норм и принципов Североатлантического альянса, и потому придется пересматривать саму суть деятельности НАТО.
Однако в альянсе придерживаются иной точки зрения и закрывают глаза на то, что ПДС является сирийским филиалом КРП (признанной террористической организацией не только Турцией, но и НАТО). Так вот в руководстве НАТО считают, что ПДС/ОНС - эффективная военная сила против ИГ, и сотрудничество с ней крайне необходимо для успеха операций в Сирии и Ираке.
Между тем разногласия по КРП не единственное, что осложняет взаимоотношения сторон. Преследование организаторов неудавшегося путча 15 июля, референдум по поправкам в Конституцию и т.д. - так или иначе отражаются на взаимоотношениях Турции с международными партнерами, включая НАТО. А решение Берлина предоставить политическое убежище военным, которых Анкара обвиняет в участии в путче, а также курдским террористам привело к тому, что турецкие власти выдворили немецких военных с военно-воздушной базы Инджирлик.
Претензии НАТО
Кстати, у НАТО к Турции свои претензии. Одним из главных источников беспокойства являются происходящие перемены в турецкой армии: сотни генералов и офицеров были арестованы, и это в основном были светские прозападные военные-кемалисты. Также НАТО настороженно следит за сближением Турции с Россией и участием Анкары в инициированном Москвой трехстороннем формате по урегулированию в Сирии. Не может не беспокоить альянс и возможная сделка Анкары с Москвой по покупке российских зенитно-ракетных комплексов «Триумф» (С-400).
Многие эксперты полагают, что разговоры о покупке «Триумфа» - блеф с целью продемонстрировать свою независимость. Другие не исключают, что переговоры с Москвой туркам нужны, чтобы сбить цену на натовские системы. Однако чем дальше заходит конфликт НАТО и Турции, тем все более возможной выглядит такая сделка. И в случае ее реализации Турция станет сильнее в политическом плане и будет влиять на развитие событий в регионе и наряду с Ираном и Россией начнет заправлять делами.
Несколько лет назад Анкара осознала, что ни США, ни сколько-нибудь влиятельных членов НАТО вроде Германии, Франции или Великобритании не волнуют турецкие интересы и безопасность. И тогда Анкара решила действовать одна. Да, поведение Турции в отношении Вашингтона с недавних пор не слишком соответствует званию союзника. Однако Вашингтону нужно пенять только на себя.
Турции становится тесно
Новой, окрепшей Турции тесно в статусе просто верного союзника НАТО. Она хочет быть ведущей региональной державой, сама принимать решения, не оглядываясь ни на кого. Именно это Анкара в последнее время и делает - на Ближнем Востоке, в отношениях с Россией, Израилем и странами ЕС. Очередным наглядным проявлением самостоятельности Турции стала поддержка, которую Анкара оказывает Катару, изолированному другими арабскими союзниками США. Турция не только не оставила своих катарских союзников, но еще и создает там свою военную базу.
Кстати, в НАТО отдают себе отчет, что если альянс порвет связи с Турцией, которая занимает важнейшее стратегическое положение в регионе Ближнего Востока, имеет выход к Черному и Средиземному морям, то она переориентируется на Восток, и это будет не в его стратегических интересах. Правда, выход из НАТО также не в интересах и самой Турции - у Анкары попросту нет альтернативы участию в альянсе, а экономика страны прочно связана с Западом. Анкара не собирается покидать альянс, она по-прежнему дорожит своим членством в НАТО. Но по конкретным вопросам сторонам будет все сложнее договариваться, а то и вовсе невозможно.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать