• пятница, 29 Марта, 03:27
  • Baku Баку 7°C

Время работает против Эр-Рияда

01 августа 2017 | 10:05
Время работает против Эр-Рияда

РЕГИОН
Катар отверг предварительные условия для диалога по выходу из кризиса, выдвинутые Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Египтом, бойкотирующими эмират.
В минувшее воскресенье на встрече в столице Бахрейна Манаме министры иностранных дел вышеперечисленных стран объявили о своей готовности к переговорам с Катаром, если эмират «выразит искреннее желание прекратить финансирование терроризма» и пообещает не вмешиваться во внутренние дела соседей. Речь идет о списке из 13 условий, переданных Дохе арабской «четверкой» в начале кризиса. Среди пунктов ультиматума, которые эмират рассматривает как покушение на суверенитет, - закрытие телеканала Al Jazeera, отказ от военного сотрудничества с Турцией и понижение дипломатических отношений с Ираном.
Как заявил министр иностранных дел Катара Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани, арабская «четверка» продолжает нарушающие международное право действия. Эти страны утверждают, что меры, принятые против Катара, связаны с их суверенитетом и национальной безопасностью, отметил министр, подчеркнув, что «эти шаги нарушают международное право и права человека на свободу передвижения». По его словам, встреча в Манаме показала, что арабские страны «продолжают непримиримую политику» в отношении Катара, отказываясь признавать незаконность наложенных на эмират санкций.
В этот же день глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр заявил, что требования Катара об интернационализации паломничества мусульман в Мекку (хадж) является «объявлением войны» в отношении королевства. «Требования Катара к интернационализации святых мест являются агрессией и объявлением войны против королевства», - подчеркнул министр, добавив, что Саудовская Аравия имеет право ответить любому, кто «работает над интернационализацией святых мест».
Между прочим, Катар действительно уже упоминал, что Эр-Рияд политизировал паломничество в Мекку, хотя ислам, как и любая религия, предполагает отсутствие политики в работе святых мест и проведении паломничеств. Однако официально таких требований Доха никогда не выдвигала.
Конфликт между Катаром и рядом стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в лице Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна, а также примкнувших к ним других арабских стран, длится чуть менее двух месяцев. Но пока эта громадная коалиция проигрывает эмирату.
Изначально расчеты стран Залива были иными. Они рассчитывали задавить, запугать эмират, заставить подчиняться своей воле. А для того чтобы у Катара не возникло никаких иллюзий, против него была введена сухопутная блокада, а его гражданам предложено немедленно покинуть Саудовскую Аравию и другие страны, выдвинувшие ультиматум.
Однако Катар отверг ультиматум. Доха понимает, что страны Залива ничего с ним поделать не могут. Удавить экономически страну, располагающую разведанными запасами нефти в 15 миллиардов баррелей и запасами газа в 25 триллионов кубометров (по оценкам Национального банка Катара, при нынешних темпах разработки этого хватит на 138 лет), нереально. Они не могут блокировать экспорт катарского газа. Также они не могут реализовать «бахрейнский сценарий» и оккупировать Катар. На территории эмирата находится крупнейшая американская база на Ближнем Востоке, где несут службу 11 тысяч человек. Кроме того, Катар подписал договор о военном сотрудничестве с Турцией, предусматривающий защиту эмирата от врагов - как внешних и внутренних.
Тем временем страны Залива посылают Катару месседжи о том, что «бахрейнский сценарий» или «государственный переворот» своей актуальности не теряют, несмотря на турецкое военное присутствие в Катаре. Правда, с одной интересной оговоркой, что один из этих сценариев будет реализован «в свое время». То есть когда-нибудь…
Но весь фокус в том, что у стран Залива нет времени на «когда-нибудь». Отказ от наказания Катара за проигнорированный ультиматум демонстрирует слабость саудовского руководства, разваливает ССАГПЗ, на основе которого все заинтересованные страны собирались сколачивать блок по сдерживанию Ирана.
Как сказал газете «Каспiй» глава Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу, очевидно, что именно Саудовская Аравия и ОАЭ должны искать пути примирения с Катаром:
- Но они не могут пойти на это, так как это было бы признанием своей неправоты и еще большей потерей лица, нежели невозможность наказать строптивых катарцев.
Именно поэтому они и отказываются от диалога. По сути дела, выдвижение арабской «четверкой» предварительных условий для диалога является отказом от него.
В самом начале конфликта позиция Вашингтона была довольно-таки противоречивой. Президент Дональд Трамп поддержал Эр-Рияд и обвинил Катар в спонсировании терроризма, одновременно заключив с эмиратом многомиллиардную сделку на поставку оружия.
Скорее всего, в Эр-Рияде обещали быстро поставить эмират на место, без негативных последствий для безопасности Залива и американских интересов. Однако спустя несколько дней после ультиматума стало ясно, что ситуация вышла из-под контроля. В итоге в ситуацию были вынуждены вмешаться американцы. За дело взялся госсекретарь США Рекс Тиллерсон, который сразу дал понять странам Залива, что «нереалистично» ждать от Катара выполнения всех условий саудовского ультиматума, хотя «некоторые его положения можно обсуждать».
Эр-Рияд, конечно, имеет все основания быть недовольным. Однако саудитам следует понимать, что время играет не в их пользу. Чем дольше продолжается кризис, тем более слабыми выглядят позиции Эр-Рияда. К тому же Тегеран и Анкара активно используют ситуацию для того, чтобы усилить свои позиции в Заливе.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать