• суббота, 20 Апреля, 14:36
  • Baku Баку 23°C

Brexit в пути

19 июля 2017 | 10:50
Brexit в пути

ПОЗИЦИЯ
Последнее время в политической жизни некоторых стран все чаще используется фраза «хромая утка». «Основоположниками» этого выражения стали американцы, которые нарекали им президентов, которые должны были покинуть пост без права вновь выдвигать свою кандидатуру. Однако истоки этой фразы уходят в XVIII век. Тогда так называли брокеров, объявивших себя несостоятельными должниками.
Теперь это выражение перебралось в Великобританию, «хромой уткой» называют премьер-министра Терезу Мэй и, по-видимому, не без оснований. Когда Тереза Мэй формально запустила статью 50 Лиссабонского договора о выходе из ЕС и вскоре после этого досрочно распустила парламент, рассчитывая получить подавляющее большинство при полном разгроме лейбористской партии, ничто не предвещало неприятностей. Расчет был простой и, казалось, беспроигрышный: страна уже высказалась за brexit на референдуме, оппозиция «раздавлена», все расчеты предсказывали повторение оглушительной победы Тэтчер над Майклом Футом в 1983 году, когда тори получили чуть ли не вдвое больше мест в парламенте, чем лейбористы.
Однако случилось обратное, чего Тереза Мэй совсем не ожидала. Она ожидала триумфа, а получился конфуз. Вместо «обвальной» победы консерваторы потеряли рабочее большинство в парламенте, а лейбористы значительно увеличили свое представительство и при маловероятном, но теоретически возможном стечении обстоятельств даже могли бы сформировать правительство. Позиции Терезы Мэй теперь ослаблены как на переговорах по brexit, так и внутри страны, вплоть до упорных разговоров о ее скорой отставке и новых выборах. Теперь даже оптимисты пророчат ей не более полутора лет.
Как бы то ни было, Лондон и Брюссель начали переговоры по условиям отделения Великобритании от Евросоюза. За два месяца это уже вторая встреча представителей Великобритании, Еврокомиссии и Европарламента, однако именно сейчас стороны впервые приступили к содержательным переговорам. Главными их темами станут права граждан (как Великобритании, так и ЕС), финансовый аспект, а также отношения Великобритании и Республики Ирландия после завершения brexit.
Переговорщики от Лондона и Еврокомиссии встретились в штаб-квартире Еврокомиссии в Брюсселе 17 июля, дав старт первому раунду дискуссий по поводу предстоящего выхода Великобритании из Евросоюза. Представителем от Британии выступает госминистр по выходу Соединенного Королевства из ЕС Дэвид Дэвис, а переговорную группу от ЕС возглавил бывший еврокомиссар от Франции Мишель Барнье.
Как известно, Тереза Мэй добивалась надежного мандата на свой вариант «жесткого» brexit с полным разрывом связей с ЕС. И делала это под этаким сталиноподобным лозунгом - «если не я, то кто же еще», убежденная в отсутствии альтернативы самой себе. Она просчиталась: оказалось, что далеко не все так мыслят. Примером этого может служить казус, который произошел на одной из встреч с избирателями и поставил Терезу Мэй и ее сторонников в очень щекотливое положение. Один из кандидатов-тори обратился к аудитории с риторическим вопросом: «Ну вы сами подумайте, неужели вы можете представить себе Джереми Корбина в роли премьер-министра?» Понятно, что кандидат ожидал иронических аплодисментов, но эффект был обратный. Хор молодых голосов, как на традиционном английском детском утреннике, ответил: «Да, можем!» Это был один из моментов обвала консерваторов на выборах.
Тем не менее Британия запустила механизм выхода из ЕС. Процесс будет трудным и даже с последствиями. Ведь правящая Национальная партия Шотландии настаивает на своем: после brexit провести референдум о независимости. Скорее всего, Шотландия, понимая, что благодаря «усилиям» Терезы Мэй парламент Великобритании стал «подвешенным», воспользуется политической слабостью и проведет референдум.
Что же случилось с Терезой Мэй? Ошибок, как оказалось, было предостаточно, но главная в простой истине - она недооценила противников. Например, она отказалась от прямых дебатов с лидером лейбористов Джереми Корбином, словно это ниже ее достоинства. А ведь не могла не знать, что молодая прослойка страны принимает его на ура, словно звезду шоу-бизнеса. Перед камерами она тушевалась, все время говорила о «хаосе», который может наступить, если выиграют лейбористы. Ошибка была еще и в том, что она все время намекала на «сильного лидера» и постоянно говорила о «стабильности». Вначале британцы на это клюнули, но потом та же «стабильность» сыграла с ней злую шутку. Ей тут же напомнили, что в бытность главой МИД она сократила тысячи полицейских. Потом после пожара в жилом доме спасалась бегством от разъяренной толпы. А в это же время левый Джереми Корбин набирал очки.
Переговоры начались. Но уже теперь ясно, что у ЕС в рукаве больше «тузов», чем у Великобритании. Правда, европейцы пошли на уступки и снизили сумму «контрибуции» до 60 миллиардов евро, но это ни о чем не говорит. Претензий, особенно финансовых, будет предостаточно, а переговорный процесс затянется на годы. А в это время отдельные британцы по своему выражают свой протест против brexit. Уильям Ричес в знак протеста выходу Великобритании из Европейского Союза объявил свой дом в Глостершире независимой республикой и сделал свою жену Джудит ее президентом.
Али САИДОВ
banner

Советуем почитать