• пятница, 29 Марта, 11:24
  • Baku Баку 5°C

В поиске нестандартных решений

10 июня 2017 | 11:39
В поиске нестандартных решений

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Первые страусы появились в нашей стране более десяти лет назад, в фермерском хозяйстве хырдаланца Тофика Бахадурова. Он привез их из Турции в 2006 году - 176 особей. Сейчас в его хозяйстве немного птиц, всего несколько десятков, хотя абшеронский климат для черных страусов очень даже подходит, и представители африканской фауны чувствуют себя здесь вполне комфортно.
Территория ООО «Страусиное фермерское хозяйство», что находится в нескольких километрах от центра Абшеронского района - Хырдалана, сравнительно небольшая, всего три гектара. Здесь-то и живут семьи страусов по количеству глав: один самец - одна семья. Это в старину считалось, что страус - птица моногамная, теперь же большинство натуралистов склоняются к тому, что это самое что ни на есть полигамное существо.
Страус - птичка певчая
Хотя, конечно, «птичка» - сильно сказано. Высота ее (до темени) - более двух метров, а если точнее, то - 270 см, вес достигает 90-120 кг. Несмотря на полигамность, потомство чаще всего выводят оба родителя - мама и папа. Когда приходит время размножения, самец весьма своеобразно токует.
Оберегая свою территорию, самцы иногда рычат подобно львам. Для этого они набирают полный зоб воздуха и с силой проталкивают его в пищевод, голая шея раздувается, как баллон, и при этом слышен громкий глухой рев. А иногда, говорят абшеронские фермеры, они гудят, как паровозы, и курлычут, как журавли. Могут и помычать, как буренки. Одним словом, страус - птица певчая. Все зависит от раздражителя. Это может быть вертолет, низко пролетевший над их «прайдом», или чужой человек с фотокамерой.
Хозяин фермы на всякий случай советует мне не приближаться к ограждению, за которым переминаются с ноги на ногу уже насторожившиеся птицы. Первый шаг к знакомству с журналистом делает самый смелый, он же и самый красивый, самец. Плотного телосложения, с длинной шеей и небольшой, слегка как бы приплюснутой головкой, не очень крупным, но широким клювом и очень тревожным взглядом выразительных черных глаз. «Дамы» его гарема гораздо менее привлекательны - намного мельче и не столь красивы, окрашены в однообразные серовато-бурые тона. Что, впрочем, не мешает им сваливать всю заботу о детках на шею папе, который выскребывает в песке плоскую гнездовую ямку, куда несколько мамаш откладывают яйца. Обычно они кладут их, в прямом смысле слова, под нос сидящего на гнезде отца-многоженца, и он уже сам закатывает яйцо под себя. На хырдаланской ферме этих птиц выводят посредством инкубатора. В конце марта они начинают нести яйца, и в течение восьми месяцев, до конца ноября, фермеры собирают их и складывают в специальные ящички. Чтобы потом заложить в инкубатор вместимостью 650 яиц. Через 42 дня из них появятся птенцы. Правда, не все из них увидят белый свет, только 65-70% (для сравнения, у кур эта цифра немногим выше - 80-85%). В дикой природе выживаемость еще меньше: яйца, оставшиеся без присмотра взрослых птиц, нередко становятся добычей хищников, в частности шакалов и птиц-падальщиков. Стервятники, например, берут в клюв камень и бросают его на яйцо до тех пор, пока не разобьют. Иногда птенцов ловят львы. Долгое время страусов преследовали из-за их маховых и рулевых перьев, которые после соответствующей обработки шли на украшение дамских шляп и на веера. В 1840 году из Южной Африки, например, вывезли 1 тысячу кг страусиных перьев, в 1910-м - уже 370 тыс. кг. И если бы страусов не стали разводить в неволе на фермах, причем, весьма успешно, они были бы теперь полностью истреблены.
Почему же в нашей стране так существенно сократилось поголовье этих экзотичных представителей африканской фауны? По словам Тофика Бахадурова, виной всему ажиотаж с птичьим гриппом, когда под запрет попали практически все птицеводческие хозяйства. Именно тогда в колбасные цеха поступила первая партия страусиного мяса - вкусного и полезного (оно представляет ценность для страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы и диабетом). Сокращение птичьего поголовья привело и к финансовым проблемам у местных предпринимателей. И хотя сумма годового процента для кредита не была очень высокой - всего 7%, однако его надо было погашать в срок.
Что же уберегло хырдаланских страусов? А то, улыбается Тофик, что это удивительные существа - заботливые родители, своими крыльями-опахалами защищающие своих чад даже от солнца. Особенно отцы, в любой ситуации берущие «огонь» на себя. Да и верит фермер, что нынешние трудности - временные. Во всем мире содержание страусиных хозяйств - дело выгодное. И нет серьезных причин, чтобы у нас было иначе.
Нитка, бархат да иголки - вот и все дела
Хатира Таптыгова по образованию архитектор. Она окончила Азербайджанский государственный университет архитектуры и строительства, но ни одного дня по специальности не работала. С давних пор ее увлечением были рисование, лепка, шитье, вязание. Одним словом, рукоделие - традиционное для азербайджанских женщин занятие. Потому и выбрала себе профессию дизайнера и художника. По словам Хатиры, рисовала она всегда, сколько помнит себя. Из рисунков рождались образы кукол, национальных костюмов, песчаного каспийского берега, рыжей осени, которые она потом воплощала в глине, дереве, песке, шелке, бисере, бархате, ракушках. Несколько лет назад при Доме культуры «Химик» ей удалось открыть цех по изготовлению азербайджанских национальных сувениров. Назвала его звучно - «Искусство и дизайн». И это правда. Переступаешь порог комнаты, где мастерицы склонились за ковроткаческими станками и швейными машинками, резчики по дереву и глине, и понимаешь: и впрямь слово «искусство» здесь ключевое. Оно везде: на неоконченных полотнах, разбросанных в художественном беспорядке эскизах, небрежно накинутых на стулья скатертях-шалях-платках, которые ждут своего часа, чтобы заиграть всеми цветами радуги и солнечными бликами, заглядывающими в просторные окна мастерской.
Поделки и сувениры сумгайытской художницы можно встретить во многих магазинах страны, где их охотно покупают не только наши граждане, но и иностранцы. Стоят сувениры недорого - от 50 до 250 манатов. Рассчитаны на среднего покупателя, утверждает художник. Более всего Хатира любит работать с природными материалами - ракушками, песком, речными и морскими камушками, засушенными плодами. Говорит, что они теплые, словно живые. Есть у нее одна композиция, где маленькие гранаты очень похожи на натуральные. «Они и есть натуральные, с гранатового дерева, - улыбается искусница, - такой сочный цвет могла придумать только природа». А что нового, казалось бы, можно придумать и добавить в национальный костюм? Над этим работали лучшие дизайнеры в течение нескольких столетий. Можно, говорит Хатира, добавить какое-то украшение, какую-то деталь или аксессуар и на классическом заиграет модерн, появится изюминка. Пусть и стилизованная под старину.
Для благоприятной деловой среды
Недавно в Баку состоялась международная конференция, посвященная развитию женского предпринимательства, организованная Госкомитетом по проблемам семьи, женщин и детей совместно с Минэкономики и Нацконфедерацией предпринимателей (работодателей) Азербайджана, на которой, в частности, была озвучена мысль, что защита прав женщин непосредственно связана с их экономической независимостью, именно поэтому так важно развитие женского предпринимательства в стране.
По словам вице-премьера Али Ахмедова, выступившего на мероприятии, привлечение к частному бизнесу женщин положительно влияет и на развитие общества в целом. В стране для этого созданы все условия, существует благоприятная правовая база. Растет интерес к открытию собственного дела и у самих женщин. Не случайно, что за последние два года в Азербайджане их число среди бизнесменов возросло в два раза. Наши женщины - активные участницы не только общественно-политических процессов, они проявляют интерес также к технической и финансовой сферам. Если в 2005 году в страховой и банковской сферах их было всего 4 тыс., то уже в 2015-м эта цифра составила более 10 тысяч, а за период с 2002 по 2015 гг. порядка 4 тысячам предпринимательниц были выданы льготные кредиты на 55 млн манатов.
Это ли не красноречивое свидетельство особого внимания государства развитию этой сферы и создания предпосылок для реализации бизнес-планов всех инициативных людей, которым финансовая независимость помогает решать многие серьезные проблемы в семьях?
За последние годы число предпринимательниц в Азербайджане увеличилось до 28%, есть среди них и главы холдингов и крупных финансовых компаний. За этой цифрой стоит кропотливая совместная работа как с международными, так и местными организациями. Так, при поддержке ПРООН в рамках программы «Стимулирование участия в экономической и социальной жизни женщин, проживающих в сельской местности и районах» были созданы ресурсные центры в Нефтчалинском, Массалинском, Сабирабадском и Билясуварском районах. Занятия в этих центрах, полученные знания по организации бизнеса помогли многим сельчанкам открыть объекты мелкого и среднего предпринимательства.
Одной из ошибок современного мирового рынка является то, что за малым бизнесом довольно прочно закрепился устаревший шаблон несостоятельности. Но эксперты советуют не забывать, что в большинстве своем малый бизнес по времени и продолжительности своего существования практически не уступает своему старшему брату. Именно малый бизнес куда легче переносит изменения на рынке и соответственно гораздо быстрее приспосабливается ко всем нововведениям. Деятельность малых организаций подразумевает непрерывную гонку. Они постоянно генерируют новые технологии, ищут нестандартные решения стандартных проблем, приветствуют новые таланты и доверяют их идеям.
Незаменимым качеством индивидуального предпринимательства является то, что оно способствует формированию среднего класса, стабилизирует положение в обществе и препятствует его поляризации, как бы сглаживая контрасты. Согласно исследованиям международных финансовых институтов, около 70% экономически активного населения в регионах Азербайджана сегодня занимается частным предпринимательством или вовлечено в малый бизнес.
По данным ежегодного доклада «Doing Business» Всемирного банка, Азербайджан значительно поднялся в рейтинге благоприятности деловой среды. В соответствующем отчете среди 189 государств мира страна теперь занимает 70 место, уступая лишь Турции в регионе. Больше всего впечатляет рост индикатора «начала бизнеса» - этот показатель ставит Азербайджан в отчетах Всемирного банка на 10-е место в мире. По этому индикатору наша страна не только «ворвалась» в top-10, но и наряду с Сингапуром и Гонконгом впервые охарактеризована как национальная экономика с наилучшей практикой регистрации бизнеса в мире.
В Азербайджане малые предприятия и частный бизнес чаще имеют торговый или сервисный профиль деятельности, однако их владельцы являются наиболее экономически активными гражданами. Как минимум, они кормят сами себя, не ожидая социальной помощи от государства.
Галия АЛИЕВА
Материал публикуется в рамках журналистского конкурса на тему «Индивидуальное предпринимательство - построй семейный бизнес», объявленного совместно Министерством труда и соцзащиты населения и Фондом государственного содействия развитию СМИ при Президенте Азербайджанской Республики.
banner

Советуем почитать