• четверг, 28 Марта, 13:32
  • Baku Баку 16°C

Выборы со вздохом облегчения

12 мая 2017 | 12:10
Выборы со вздохом облегчения

НРАВЫ
В первом туре избиратели проголосовали против существующей системы, отдав первое место кандидату, пообещавшему глубокие реформы. В принципе, граждане поверили его вроде искренним словам: «Я хочу стать вашим президентом… Президентом всех французов. Президентом патриотов против угрозы националистов», - говорил он. Самый молодой глава республики сумел-таки уловить общественные настроения, отвергшие традиционные партии и существующую политическую систему.
Без тени радости
Итак, он довольно легко стал президентом, однако особой радости у французов нет. Уставшие избиратели просто проголосовали, чтобы политическая кампания быстрее завершилась. Макрон пока никак не может утверждать, что все из более 60 процентов избирателей, отдавших за него голоса, это его электорат. На самом деле он минимален, ограничивается узким кругом истеблишмента. Поэтому сейчас у него большая головная боль - взять парламентское большинство на выборах.
Задача, надо сказать, архисложная, потому что у его движения «Вперед» нет ни одного депутата. Кто станет его кандидатами на предстоящих парламентских выборах? Путь «Вперед» может оказаться долгим и тернистым. А ведь и путь от тура к туру для Макрона был действительно тернистым. Несмотря на результаты опросов в свою пользу, он до последнего не верил в свою победу, понимая, что более 60 процентов избирателей отдали голоса не за Макрона, а против Ле Пен. Причины, почему он так боялся, Макрон изложил в своем письме: «Результаты первого тура показали нам разделенную, как никогда ранее, Францию, которая больше не чувствует, что политический класс ее представляет».
Далее по всем законам политического жанра он вполне ожидаемо сказал, что его долг - Францию вновь объединить. Но шансы на то, что у него это получится, не столь велики. Для этого французы должны его понимать и ему доверять, а ни понимания, ни доверия у очень многих из голосовавших за него, не наблюдается.
Начать с того, что он - слишком яркий представитель той прослойки, с которой многие могут иметь дело, но которая воспринимается, как чужая, и простыми работягами, и средним классом, и крупной буржуазией. Это - прослойка высших госслужащих, которая начала складываться еще до возникновения Пятой республики в 1958 году, но которая в последние десятилетия превратилась почти в отдельную касту.
Рентабельный медиапродукт
Сейчас все, кому не лень, начинают разбирать по косточкам Макрона и его предвыборную кампанию. Сатирик Режис Майо описал Макрона не как человека, а как «медиапродукт с высокой немедленной рентабельностью, обладающий беспрецедентным маркетинговым позиционированием и возбуждающим воздействием на торговцев новостями». По мнению Майо, бывший инвестиционный банкир из банка Ротшильдов, ставший министром экономики в социалистическом правительстве, - это похоже на запредельное извращение. Будучи талантливым шоуменом, Майо сумел просто и доступно сформулировать чувства своих слушателей.
С Ле Пен все ясно, она хотя и не была во власти, но достаточно опытный политик, она умеет говорить то, что надо, и скрывать то, что не надо. В отличие от нее, по мнению экспертов, Макрон вызывает подспудное подозрение в некой «пластмассовости», в том, что он что-то успешно прячет. Отсюда и неоднократно использовавшиеся его соперниками слухи о его сексуальных пристрастиях. Не только сатирики, но и многие политологи констатируют, что кампания Макрона была исключительно технологичной и «маркетинговой». Его команда, близкая к агентству Havas, которое известно выборами Франсуа Миттерана и Николя Саркози, действовала в высшей степени профессионально и буквально «продавала» своего кандидата.
Голосование в первом и втором турах разительно отличалось. Когда избиратели увидели, что Ле Пен имеет все шансы вырваться вперед, они проголосовали «через не хочу». Кроме того, почти 12% бюллетеней были испорчены, причем сделано это было специально. Избиратели тем самым хотели сказать, что не хотят ни того, ни другого. Это более чем серьезное предупреждение для новоизбранного президента.
Дебаты между Макроном и Ле Пен добавили ему очков, так как трудно было не заметить, насколько он профессионально выглядит на ее фоне. Но вопросом остается то, сможет ли новый президент быть столь же профессиональным в реализации его программы, положения которой несколько странным образом стали известны лишь на самой конечной стадии его кампании. Именно поэтому многие из проголосовавших за него сегодня произносят вздох облегчения «уф», а вовсе не радости - «ура». А как написал один человек, «наконец-то можно опять говорить про Макрона все, что о нем действительно думаешь, не опасаясь того, что тебя назовут фашистом».
Али ИБРАГИМОВ
banner

Советуем почитать