• пятница, 29 Марта, 01:00
  • Baku Баку 7°C

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков: «Гейдар Алиев был не только государственным деятелем, он был человеком с глубокой душой и большим сердцем»

05 мая 2017 | 15:34
Бывший мэр Москвы Юрий Лужков: «Гейдар Алиев был не только государственным деятелем, он был человеком с глубокой душой и большим сердцем»
10 мая исполнится 94 года со дня рождения выдающегося политического деятеля, общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева. В преддверии этой даты экс-мэр Москвы Юрий Лужков, лично знавший Гейдара Алиева, в интервью «Москва-Баку» поделился воспоминаниями о нем, рассказал о своем взаимодействии с азербайджанской диаспорой.
-Юрий Михайлович, Вы знали президента Азербайджана Гейдара Алиевича Алиева, Вы провожали его в последний путь. Поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о нем как о человеке, государственном деятеле...
-Я хорошо знал Гейдара Алиевича Алиева еще до того, как он стал президентом Азербайджана. Мы встречались с ним много раз, и у меня осталась память о нем как об одном из самых выдающихся государственных деятелей постсоветского периода.
Свое становление он прошел в советские времена. Советский период воспитывал у граждан Союза и стратегическое, государственное мышление, и требование высочайшей порядочности. Уровень образованности нашего общества был намного выше, чем тот, что мы видим сегодня. Принципиальность, служение Отечеству, грамотность, деловой подход, понимание нужд людей - все это было обязательным для любого руководителя, тем более для такого, как член Политбюро ЦК Коммунистической партии Советского Союза Гейдар Алиевич Алиев. Он обладал всеми этими качествами и демонстрировал высочайший уровень руководства независимо от занимаемого поста. Это был человек государственного мышления и потрясающих способностей. Меня всегда поражала его память на цифры, детали государственных планов, точнейшие оценки - вплоть до минут - тех событий, которые проходили с его участием или о которых он знал. Это была уникальнейшая способность, которую Гейдар Алиев использовал в полной мере для того, чтобы и в новое время служить своей стране.
Я помню время, когда в Азербайджане, в Баку происходили сложнейшие и трагические события, помню то переходное состояние в высших уровнях власти Азербайджана. Баку на тот момент - в условиях развалившегося хозяйства Советского Союза - испытывал невероятные трудности с поставками даже простейшего продовольствия, пшеницы. Когда я приехал, чтобы помочь с решением вопроса обеспечения продовольствием, я встретился с Аббасом Аббасовым, который занимался этой проблемой. Мы также встречались с Абульфазом Эльчибеем, бывшим на тот момент президентом Азербайджана. Мне запомнилось, что он вдруг начал говорить со мной через переводчика - меня это тогда очень удивило.
Когда к руководству страной пришел Гейдар Алиев, ситуация улучшилась: свою роль сыграли мудрость, прекрасное знание стратегических вопросов, четкое владение политической ситуацией. Он был не просто руководителем своей страны, он был блестящим политическим деятелем, который использовал все ресурсы правительства во благо Азербайджана.
Гейдар Алиевич очень сильно любил свою супругу, которая ушла из жизни еще в молодом возрасте. И, работая в Москве, когда у него выдавались свободные минуты, Гейдар Алиевич отправлялся на Новодевичье кладбище, где она была похоронена, чтобы побыть рядом с ней. (Зарифа Алиева скончалась в 1985 году, была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище, в 1994 году тело было перевезено в Баку и захоронено на Аллее почётного захоронения – прим.ред.)
Когда он уже был президентом, я нашел бюст его покойной супруги у одного выдающегося скульптора, который, увидев необычайную красоту этой женщины, воссоздал ее в виде прекрасной бронзовой скульптуры. Гейдар Алиевич об этом не знал. При первой же рабочей поездке в Баку я привез этот бюст с собой. Договорился с охраной о том, чтобы заранее ничего ему не докладывали. Мы с ним тогда обсуждали разные вопросы. Правительство Москвы активно занималось вопросами торгово-экономического, делового, культурного сотрудничества с уже ставшими самостоятельными республиками. По окончанию разговора, за чашкой азербайджанского чая он пригласил меня в гости, а перед уходом я попросил его пройти в соседнюю комнату, где была выставлена скульптура. Увидев ее, он заплакал. Это был не только государственный деятель, это был человек с глубокой душой и большим сердцем.
Уже позднее проводились Дни Москвы в Баку, это было замечательное продолжение дружбы наших народов. Был грандиозный концерт, мы с Гейдаром Алиевичем сидели рядом и наслаждались тем, что в этом прекрасном месте всех нас объединяет дух братства.
- Как складывались Ваши отношения с азербайджанской диаспорой в Москве?
- Сложный вопрос. В то время в Москве царили отнюдь не радужные настроения: люди были раздражены, финансовые проблемы были в каждой семье. И я могу сказать, что с участием азербайджанской диаспоры и религиозных деятелей правительство Москвы нашло тогда решение, которое, с одной стороны, исключало моменты, вызывающие у москвичей отторжение, раздражение, а с другой - сохранило то, что нужно было городу: ведь из Азербайджана привозили большое количество выращиваемых на юге овощей, фруктов, цветов. Азербайджан был главным поставщиком по этим направлениям. Конечно, были и конфликты, это было злое, жестокое время. Тем не менее, нам удалось придать цивилизованный характер взаимодействию между нашими народами. Азербайджанская диаспора до сих пор является одной из самых уважаемых и авторитетных в московском обществе. Во многих отраслях деятельности - научной, производственной, культурной, образовательной, медицинской - мы можем видеть представителей азербайджанской диаспоры.
- Как, на Ваш взгляд, сегодня развивается Азербайджан?
- Когда я вижу современный Азербайджан, я по-доброму завидую. Мы много сделали для Москвы, и уровень ее развития соответствует самым высоким требованиям к крупным городам. И среди всех городов постсоветского пространства я могу назвать три, которые развивались совершенно уникальными темпами: Баку, Астана, Москва.
- Как Вы оцениваете сегодняшний уровень российско-азербайджанских отношений?
- Думаю, что сегодняшний уровень российско-азербайджанских отношений не в полной мере отвечает той близости, которая сложилась между нашими народами за многовековую совместную историю, и не соответствует тем возможностям, которые необходимо реализовывать между нашими странами. Были сложные периоды, но у нас очень много общего, за все эти столетия у нас выработался очень схожий менталитет.
Я очень высоко ценю то, что в Азербайджане поддерживается русский язык, сохраняются разумные и активные отношения между Россией и Азербайджаном и на высшем уровне руководства, и на общечеловеческом уровне. А как иначе? У нас огромное количество смешанных семей, множество совместно реализуемых программ, работ, творческих инициатив.
banner

Советуем почитать