• среда, 24 Апреля, 11:59
  • Baku Баку 13°C

Юрий Лобачев: «Я тогда впервые осознал, что чаще всего думаю на азербайджанском языке»

04 мая 2017 | 16:57
Юрий Лобачев: «Я тогда впервые осознал, что чаще всего думаю на азербайджанском языке»
На днях президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о предоставлении деятелям искусства премий президента Азербайджана. Среди них Юрий Лобачев – заслуженный артист республики, мастер сцены, ныне занимающийся административной работой в Государственном академическом театре оперы и балета. Назначая интервью корреспонденту «Москва-Баку» Юрий Лобачев переспросил, на каком языке будет удобнее общаться. Как оказалось, артист балета в совершенстве владеет азербайджанским языком, и именно на нем ему удобнее отвечать на мои вопросы.
– Поздравляем вас с премией Президента Азербайджана. Что для вас значит эта награда?
– На самом деле, я уже не первый год ее получаю, и это меня еще больше радует. Горжусь, что вновь получил премию Президента Азербайджана и благодарю за это главу государства, наше правительство, директора Театра оперы и балета Акифа Меликова. Я пытаюсь оправдать оказанное мне доверие, ведь эта награда учреждена в целях повышения государственной заботы о деятелях культуры страны, создания более благоприятных условий для развития сценического искусства. Премия президента Азербайджана дается лишь избранным деятелям культуры, за их определенные заслуги перед страной.
– Помните, сколько партий вы исполнили?
– В Театре оперы и балета я работаю уже 24 года. Не буду перечислять все сыгранные спектакли, потому что на самом деле я перетанцевал весь репертуар нашего театра. Начиная с кордебалета до ведущих партий в таких постановках, как «Дон Кихот», «1001 ночь», «Девичья башня» и другие.
– А в чем сейчас заключается ваша работа?
– В данный момент я являюсь исполняющим обязанности административного директора балетной труппы, а также как педагог-репетитор занимаюсь с коллективом. Периодически исполняю партии в спектаклях.
– Скажите, увлечено ли новое поколение балетом? Как много желающих заниматься этой профессией?
– Знаете, молодежь ведь надо заинтересовать. На самом деле, быть в нашей профессии дано не всем, ведь балет - это искусство для избранных. Меня радует, когда я вижу, что новое поколение с рвением занимается балетом, они профессионально растут, интересуются спектаклями, поставленными в Европе, в частности в России, пытаются подражать их танцорам. У нас много талантливой молодежи, мы со своей стороны стараемся им помочь, выделяем их ведущие качества и пытаемся развить их - в актерском, техническом плане. Чтобы зритель, пришедший на спектакль, ушел одухотворенным, с чувством глубокого удовлетворения, со словами «вот это было что-то».
– Что для вас означает балет?
– Для меня балет - это жизнь. Мы живем на сцене, где переживаем те или иные эмоции. Так, исполняя партию Шахрияра в спектакле «1001 ночь», я должен был думать как мой персонаж, а не как Юрий Лобачев. Мне нужно было мыслить как Шахрияр-правитель, властелин, прочувствовать перипетии его нелегкой жизни. Я заканчивал класс в хореографическом училище у народной артистки СССР Лейлы Векиловой. Она все время требовала – «Ты должен мне показать, чью роль ты исполняешь! Докажи, что ты это он!». Манера, характер, поведение, взгляд - все это должно шлифоваться, чтобы зритель поверил. На самом деле, мы большую часть жизни проводим в театре, чем с семьей.
– Ваши родители тоже родились в Азербайджане?
– Мама родом из Тульской области, там она закончила мединститут, а потом ее по направлению отправили в Азербайджан. А отец у меня, как говорится, «йерли», местный, родился в Хызинском районе.
– Вы ведь сами родились в Сумгайыте. Как получилось, что парень из промышленного города вдруг выбрал такое элитарное искусство как балет?
– У меня была цель чего-либо достичь в своей жизни. Мне было 9 лет, когда в моей жизни неожиданно появился балет. Моя одноклассница занималась балетом, и мне было немного смешно наблюдать за ее походкой. Ведь у балерин особая походка, их ни с кем не перепутаешь. И однажды она предложила пойти с ней на репетицию. «А вдруг тебе понравится», - сказала она. Но мой менталитет в молодости и не позволял подумать о том, что мужчина может одеть трико! Но ради прикола решил, дай пойду, посмотрю. И так меня привлекли эти танцы, движения! Я зажегся! И понял, что балет это мое призвание. Правда, пришлось все-таки одеть трико. (Смеется.)
– Вы прекрасно владеете азербайджанским языком. Специально учили?
– Вовсе нет, я даже не помню тот момент, когда начал говорить на азербайджанском языке. Я вырос в Сумгайыте, мое детство прошло во дворе, где мы весь день гоняли с друзьями мяч. Я свободно общался с ними на азербайджанском языке, который никогда не был для меня препятствием.
На самом деле многие удивляются этому факту. К примеру, как-то позвонили на работу, я ответил на азербайджанском языке и в конце разговора у меня спрашивают, с кем говорят. А я отвечаю - меня зовут Юрий Лобачев. Долгая пауза и меня тихо переспрашивают - а вы русский? Говорю, а разве по голосу не заметно? (Смеется.)
Или другой случай. Прилетаю из-за границы, выхожу из бакинского аэропорта, и тут подбегают таксисты. Называют мне невероятную цену за проезд и между собой перешучиваются, что иностранец, можно на нем заработать. Ну тут я им ответил на азербайджанском языке, а они от неожиданности стояли, разинув рты. На самом деле, часто такие курьезные случаи бывают (смеется).
– Думаете на каком языке?
– Мне как-то задавали уже этот вопрос. Я тогда впервые осознал, что чаще всего думаю на азербайджанском языке. На самом деле, я патриот своей родины и считаю, что человек, рожденный в Азербайджане, должен знать язык своей страны. В нашей стране есть поговорка, что если ты рожден на этой земле, ешь хлеб этого народа, то обязан говорить на его языке.
banner

Советуем почитать