• четверг, 25 Апреля, 10:23
  • Baku Баку 14°C

Бойня за бомбу

25 апреля 2017 | 11:14
Бойня за бомбу

РЕГИОН
Движение «Талибан» в который раз опровергает старую восточную истину о сакральности власти. Жертвами крупнейшей атаки его боевиков на базу 209-го армейского комплекса «Шахин» со времен падения режима талибов стали по меньшей мере 170 афганских военнослужащих, свыше 60 ранены.
Правительство расследует причины нападения в северной провинции Балх вблизи города Мазари-Шариф, но тут вновь возникает вопрос: кто начал первым?
Ответ на американский беспредел
История советского вторжения в Афганистан свидетельствует, что местные племена были против не столько присутствия «шурави», сколько против беспредела относительно местных обычаев и установленных порядков. Американцы ошибочно думают, что их «помощь» пуштунам в освобождении от «коммунистической заразы» непременно зачтется и они могут переплавить человеческий материал так, как им это будет угодно. Но не на тех нарвались - сбрасывая сверхмощную бомбу GBU-43, которую называют MOAB («матерь всех бомб») на местные подразделения так называемого «Исламского государства», они должны были ждать адекватного ответа. И он последовал, поскольку нынешнее правительство в глазах движения сопротивления является таким же «шайтанским», как и его заокеанские боссы.
Этого не предусмотрел даже умудренный советник президента Дональда Трампа по национальной безопасности Герберт Макмастер, который после памятного бомбометания нанес визит в Кабул с целью обсудить, какой будет новая стратегия США в Афганистане. А может, это был намеренный шаг с целью столкнуть лбами власть и вооруженную оппозицию, чтобы лишить их последней возможности замирения, - такие штучки у англосаксов в моде, потому не будет удивительным, если на поверку выяснится, что «ноги растут» отсюда.
Нападение на военную базу совершила небольшая группа боевиков, переодетых в военную форму и проникших на территорию тщательно охраняемого объекта на двух джипах. С помощью подрывников-самоубийц талибы прорвали внешний периметр обороны базы и открыли огонь по военнослужащим, многие из которых в момент атаки совершали пятничную молитву или обедали в столовой, не имея при себе оружия.
Помимо фактора неожиданности преимуществом боевиков стало наличие у них автомобилей, позволивших быстро перемещаться по территории базы, нанося один удар за другим. При этом, как следует из заявления «Талибан», взявшего на себя ответственность за атаку, четверо из девяти нападавших ранее служили на базе в рядах афганских сил безопасности, после чего перешли на сторону движения сопротивления.
Хрупкая безопасность
Бойня на военной базе, где расквартированы тысячи военнослужащих и базируется боевая авиация, выявила всю уязвимость афганских сил безопасности, остающихся легкой мишенью для «Талибан».
Как сказал по этому поводу корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, месть никто не отменял, просто талибы не в силах дать адекватный ответ американцам, зато менее подвижным соотечественникам - с большим удовольствием.
- Применение заокеанской державой сверхмощной бомбы показало, что афганцы рассматриваются амбициозными «гринго» в качестве не партнеров, а «лабораторных кроликов», что недопустимо в принципе. Это подтверждает и заявление представителя «Талибан» Забихуллы Мухаджида: «Мы самым решительным образом осуждаем это преступление американцев, так как уничтожение сил ИГ - задача афганцев, а не иностранцев».
Есть в этих словах логика, тем более что применение подобного оружия будет иметь негативные экономические и психологические последствия для страны в долгосрочной перспективе.
Без вариантов
Президент Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай расценивает тактику внезапных атак, к которым все чаще прибегают талибы, проявлением их слабости и неготовности противостоять силам безопасности в открытых боестолкновениях. Но он или не информирован о сути происходящего, либо делает хорошую мину при плохой игре.
Так или иначе, но особого повода для оптимизма у властей нет, поскольку последняя расправа с военнослужащими показала, на чьей стороне инициатива при полной индифферентности населения, которое не прочь добровольно помогать сопротивленцам. Кроме того, наличие хорошо осведомленных перебежчиков среди нападавших свидетельствует о глубинных конфликтах в правительственных войсках и слабой армейской дисциплине.
Есть еще один момент - массовый расстрел военнослужащих спровоцировал активность репрессивного механизма власти, который вызовет агрессию или как минимум реакцию недопонимания даже со стороны безразличных ко всему граждан. Эта акция вынудила главу государства провести экстренное совещание, в ходе которого были «рассмотрены меры по укреплению безопасности» в связи с началом традиционного весеннего наступления талибов, которое в этом году грозит стать самым масштабным за все время операции США и НАТО в Афганистане.
На этом фоне командующий американскими силами в Афганистане генерал Джон Николсон и другие представители командования заявляют, что контингент США в стране должен быть увеличен еще на несколько тысяч человек. Но это уже как бы ответ силовиков бывшей администрации Белого дома, сократившей в период правления президента Обамы число американских военнослужащих в этой стране до 8400 человек (еще 5 тыс. человек составляют многонациональные силы НАТО). И это не случайно - такую логику событий подсказывает все более реальная угроза реванша со стороны талибов, которые несколько месяцев назад, овладев значительной территорией в сельских районах Афганистана, развернули наступление на крупные города страны.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать