• пятница, 29 Марта, 16:36
  • Baku Баку 14°C

Нагиевский взгляд

21 апреля 2017 | 16:24
Нагиевский взгляд

В престижном английском научном журнале Research Features опубликована статья о вице-президенте НАНА академике Тофике Нагиеве «Когерентный взгляд на синхронизированные реакции». Тофик Муртуза оглу Нагиев, говорится в вводной части статьи, - азербайджанский ученый, получивший широкое признание благодаря своим исследованиям в области химической кинетики, катализа и когерентно-синхронизированного окисления перекисью водорода.
«Черпая свое вдохновение в том, - говорится в статье, - как живые клетки организовывают реакции, академик Нагиев проливает новый свет на когерентно-синхронизированные реакции. Используя тщательно сконструированные алгоритмы, основанные на исследованиях ферментов, ученый разработал новые модели того, как реакции могут быть синхронизированы на макроуровне».
Иллюзия в макроскопической организации
Работа азербайджанского ученого фокусируется на макрокинетической теории взаимодействия когерентно-синхронных реакций. В своей работе он исследовал такие области, как кинетика и механизм когерентно-синхронизированных реакций, радикально-цепные реакции в присутствии перекиси водорода, каталитические реакции газофазного окисления пероксидом водорода, окислительная фиксация атмосферного азота и многие другие. Долгие годы, начиная со студенческой скамьи в Азербайджанском государственном университете на химическом факультете и на протяжении многолетней карьеры в Академии наук, он исследовал сложную кинетику химических реакций. Этот обширный опыт предоставил ему идеальную возможность для того, чтобы рассмотреть следующий этап в этой области, группируя эти реакции вместе для формирования ансамблей, которые прогрессируют быстро и с высокой селективностью в плане конечного продукта. Синхронные параллельные реакции, в которых они протекают одновременно, но не имеют никакого влияния друг на друга, не являются редкостью в химии и поэтому не представляют значительного интереса в рамках работы профессора Нагиева. Более важными для него являются сопряженные и интерференционные реакции, на основе которых синхронизированные реакции влияют друг на друга, создавая условия колебания, которые изменяют выход продукта.
Профессор Нагиев отмечает, что эти эффекты могут наблюдаться из-за физических ограничений системы. Изменения в скорости диффузии предшественников по отношению к активному центру реакции, например в реакции Белоусова-Жаботинского (классический пример неравновесной термодинамики), дают ложное представление о синхронизации. Нагиев идентифицирует это как различие между синхронными химическими реакциями в кинетической зоне, которые являются когерентными, и в диффузионной зоне, которые таковыми не являются. Тем не менее оба вида сложной реакции связаны наличием промежуточных соединений, которые имеют основополагающее значение для процесса реакции. Ими являются как промежуточные продукты с высокой реакционной способностью, которые недолговечны и не включены в окончательные уравнения продукта, так и стабильные медиаторы, которые будут появляться в стехиометрических расчетах (балансирующие реагенты и продукты, соответствующие законам сохранения массы).
Что касается интерферирующих промежуточных продуктов, то их присутствие выявляет понятие химической интерференции, на основании чего сложные химические реакции ссылаются на это явление, в отличие от составляющих их характеристик. Это открывает путь к энергетически выгодным и экономичным производственным процессам с высокой избирательностью, позволяет использовать синхронную природу этих сложных химических реакций. Профессор Нагиев уподобляет эти ансамбли самоорганизующихся и самособирающихся химических реакций биохимическим реакциям, обнаруженным в клетках животных. Здесь взаимозависимые реакции доводятся до непосредственной близости посредством активности ферментов, что позволяет достичь скорости реакций, которых иначе было бы невозможно достичь. Имитирование этой активности в химических реакциях является целью работы ученого - таким образом, чтобы процессы химического производства могли быть разработаны так, чтобы реагировать на незначительные изменения в составе реакционной смеси, как биологические системы быстро реагируют на крошечные отклонения.
Образцовая реакция
Единственной химической реакцией, которая в настоящее время используется и подходит к этой ситуации, является использование разложения перекиси водорода (H2O2) для окисления субстратов в присутствии биомиметического катализатора. Это используется в таких производственных процессах, как окисление метана в метанол; окисление этилена в ацетальдегид и этанол; окисление пропана в изопропиловый спирт; эпоксидирование и гидроксилирование пропилена; окисление этанола в ацетальдегид. Все эти процессы были подробно изучены профессором Нагиевым и его командой с целью выяснения кинетических сходств, которые могли бы пролить свет на дальнейшее применение синхронных реакций.
Окисление этилена является частным случаем. Профессор Нагиев показал, что в случае двух основных видов продуктов - этанола и ацетальдегида простое изменение температуры реакционного сосуда может значительно исказить производство одного из этих продуктов. При низких температурах преобладающей реакцией является реакция разложения H2O2 в кислород, но при повышении температуры уровень выхода этого продукта падает, и этанол выступает в качестве основного продукта. С дальнейшим ростом температуры наблюдается, что этот этанол сам становится промежуточным продуктом, и производство ацетальдегида становится преобладающей реакцией. Это является примером химической интерференции, так как первичная реакция приводит в действие вторичную, что в свою очередь снижает скорость первичной.
Открытые горизонты
Синхронизация гидроксилирования пропана разложением H2O2 является еще одним примером химической интерференции. В этом случае время реакции является важной переменной. На начальных этапах производство кислорода посредством разложения H2O2 быстро переходит к максимальному пределу; только в случае, если это производит достаточное количество кислорода для того, чтобы наступило гидроксилирование. Эта реакция затем переходит к использованию интермедиата кислорода в осцилляционном равновесии с полным потреблением H2O2. Кинетические кривые каталазной (разложение) и монооксигеназной (гидроксилирование) реакций четко показывают синхронизацию и когерентность, демонстрируя еще один пример жестко контролируемой химической интерференции.
Это лишь два примера, где относительно простые реакции продемонстрированы когерентно-синхронизироваными посредством установления их кинетических параметров и взаимодействий. Профессор Нагиев считает, что это только начало быстро развивающейся области химии, которая в дальнейшем будет использовать все возможности интерферирующих процессов. В своей работе он продолжает разрабатывать алгоритмы, которые могут способствовать исследованию и моделированию этих простых примеров. Сочетая все это с более глубоким пониманием их биохимических аналогов, ферментные комплексы и ансамбли, которые приводят к клеточной активности, откроют новые возможности для совершенствования методов производства.
По мнению профессора Нагиева, химия находится на грани создания самоорганизующихся и самособирающихся химических систем, разрабатывающих алгоритмы для группы химических реакций для объединения их в ансамбль с целью получения конечного продукта в одной реакционной среде - за короткое время и с высокой селективностью. Для достижения этой цели команда профессора Нагиева продолжает в НАНА исследовать эту область, реализуя и оптимизируя новые экспериментальные подходы для подтверждения этих моделей.
На фото: (слева на право) профессор, лауреат Нобелевской премии Ахмед Г.Зеваил из Калифорнийского технологического института, профессор Тофиг М. Нагиев из Национальной академии наук Азербайджана, профессор, лауреат Нобелевской премии Рудольф А. Маркус из Калифорнийского технологического института и профессор Мария-Элизабет Михель-Бейерле из Технического университета Мюнхена. Бакинский международный гуманитарный форум. Азербайджан, 2012 год.
Research Features
banner

Советуем почитать