• суббота, 20 Апреля, 07:42
  • Baku Баку 14°C

Несопоставимые уровни

20 апреля 2017 | 11:02
Несопоставимые уровни

РЕГИОН
Накануне состоялся двухдневный государственный визит президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Астану. Как сообщает Госинформагентство Туркменистана, «встреча в верхах призвана вписать важную главу в историю дружественных туркмено-казахстанских отношений».
Во время встречи президентов глава Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал туркменский народ «самым близким соседом». «За все годы независимости, уже 25 лет, между нами всегда было взаимопонимание и не было никаких нерешенных вопросов. Как мы построили отношения, так до сих пор это и идет», - сказал Назарбаев, отметив, что две страны сотрудничают во внешней политике, поддерживают инициативы друг друга на международном уровне.
В свою очередь Гурбангулы Бердымухамедов выразил Назарбаеву признательность за приглашение посетить Казахстан. «Для нас это имеет очень большое значение, потому что наши устои, которые были заложены дедами и прадедами, - это дружелюбие, добрососедство, взаимоуважение», - сказал президент Туркменистана.
Итогом визита стало подписание аж восьми документов. Но, как говорится, договоры договорами, их подписать можно сколько угодно, другой вопрос - реализуемы ли они на практике?
К примеру, в ходе переговоров с Н.Назарбаевым туркменский лидер подчеркнул, что сегодня члены Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана реализуют в стране крупные проекты, и Ашгабат приветствовал бы активное участие казахстанских компаний в этих проектах. Он полагает, что бизнес-сообщества Туркменистана и Казахстана располагают «большим потенциалом развития двустороннего партнерства».
Но как раз вот эти слова и вызывают обоснованные сомнения.
Казахстан сразу после развала СССР вел экономическую политику практически в том же ключе, что и соседняя Россия. То есть за 25 лет независимости у этой крупной страны сформировался довольно многочисленный класс не только мелких, но и средних предпринимателей, чья деятельность охватывает практически все сферы хозяйствования, и сельские, и городские. То есть по степени открытости экономики Казахстан уступает (да и то не сильно) разве что Грузии, да европейским республикам постсоветского пространства.
Можно ли сказать то же самое про Туркменистан? Отнюдь. Как в политическом, так и в экономическом отношении, это одна из самых закрытых стран в масштабах вообще всей Евразии. Бизнес в этой стране можно вести исключительно мелкий, да и то под неусыпным контролем «старших товарищей» из различных госорганов. То есть туркменским предпринимателям приходится совсем не сладко. А если учесть, что помимо «традиционных» поборов для них регулярно придумываются еще и дополнительные…
Так можно ли при таких условиях сравнивать бизнес-сообщества Казахстана и Туркменистана? Конечно нет.
По всей видимости, именно этими соображениями и руководствовался известный казахский политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев, отметивший по итогам состоявшегося визита, что Ашгабат мог бы получить доступ к новым проектам, инвестициям, но исключительно в рамках регионального сотрудничества. Сам по себе Туркменистан малопривлекателен для казахстанских инвесторов. Инвестиционный климат в стране один из худших в регионе. Да и альтернатива у казахстанских бизнесменов, куда вкладывать деньги, есть. Тем более что Мирзиеев пообещал открыть узбекский рынок, который более интересен для Казахстана. В этом плане у Бердымухамедова небольшое поле для маневра. Даже выход в Афганистан через Туркменистан небезопасен.
«Единственное, что может сейчас Бердымухамедов, так это продвигать транспортные проекты, предлагать увеличение грузопотока по уже имеющимся магистралям, а также поддержать казахстанские инициативы в рамках региона. Если такая поддержка будет со стороны Ашгабата, то Астана их расценит как позитивный сигнал, и в ответ может даже давать какие-то экономические пряники», - полагает Д.Сатпаев.
Бердымухамедов сейчас всеми силами пытается найти новые источники для пополнения госбюджета, в том числе используя свои транзитные возможности. Это, видимо, единственный на сегодня источник дохода в туркменский бюджет. С прошлого года страна испытывает дефицит валюты, здесь фактически остановлены все валютные операции. Ограничена выдача наличности даже с пластиковых карт и зарплат. А газовые месторождения Туркменистана вызывают сегодня более ограниченный интерес, чем даже какие-то год-полтора назад.
Так что, и цели, и итоги визита - на поверхности.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать