• суббота, 20 Апреля, 11:52
  • Baku Баку 14°C

Турция сказала «да»!

18 апреля 2017 | 10:49
Турция сказала «да»!

ПОЛИТИКА
В результате воскресного голосования, которое многие обозреватели называют поворотным моментом в истории братской страны, Турция неминуемо превратится из парламентской в президентскую республику.
Сторонники Реджепа Тайипа Эрдогана полагают, что это поможет модернизировать государственное управление. По итогам подсчета практически всех (99,98%) бюллетеней, за внесение поправок в Конституцию высказались 51,41% голосовавших, против - 48,59%.
Перевес не ахти какой, но следует учесть, что в Турции чуть ли не столетие бал правило парламентское большинство, а население училось на светских традициях, заложенных отцом-основателем Мустафой Кемалем Ататюрком. И хотя некоторые считают, что налицо ревизионизм, однако, по большому счету, страна сознательно приняла историческое решение, реализовав важнейшую реформу в новейшей истории.
Заслуженная победа
Вопреки обыкновению Эрдогана выступать с триумфальными речами с балкона, на этот раз он сделал свои заявления внутри Ак Сарая, что вполне оправданно - разрыв между сторонниками и противниками нового направления оказался слишком мизерным, так что несистемная оппозиция намерена оспаривать итоги голосования.
Кроме того, крупнейшие города: Стамбул, Анкара, Измир, а также провинции на побережье Средиземного моря - Анталья и Мугла, пострадавшие от оттока туристов и связывающие ущерб с политикой правящей партии, проголосовали «против» изменений. Не поддержали поправки в Конституцию и турецкие граждане, живущие в России, Британии и США, хотя в целом турки, проживающие за рубежом, высказались за предложенные реформы.
Надо сказать, что при Эрдогане фактическая роль президента в руководстве страной и при существующей парламентской системе была значительно шире, чем у его предшественников, так что речь идет о правовом закреплении статус-кво. Партия справедливости и развития (ПСР) объясняет необходимость перехода к президентской системе ответственностью за многочисленные вызовы. Взять хотя бы угрозы, исходящие от террористов, главным образом от сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП), привязанных к ней сирийских курдов, а также от так называемого «Исламского государства» (ИГ).
Кроме того, в результате гражданской войны в Сирии страна переживает миллионный наплыв беженцев, среди которых затаились и агрессивные джихадисты, а это значит, что необходимо повысить оперативность принятия важнейших управленческих решений. Власти ссылаются на негативный опыт прошлого, когда коалиционные правительства в Турции часто сменяли друг друга, что приводило к хаосу и параличу государственной власти.
Что касается возможности реанимации авторитаризма султанских времен, следует прочитать текст конституционных изменений. Так что новая форма правления будет схожа с политическими системами Франции и США, где парламентский контроль над деятельностью главы государства будет даже выше, чем при действующей Конституции. В частности при 60% голосов депутаты могут инициировать расследование в отношении президента.
Позиция «против»
Локомотивом недовольства переменами выступила ведущая оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП), к которой по определению присоединилась прокурдская партия Демократии народов (ПДН).
С первой все понятно - она придерживается догм Ататюрка, а вторая всегда против любых инициатив государства, направленных на централизацию. На этот раз они выступили единым фронтом, утверждая, что предлагаемые реформы приведут к единоличному правлению при отсутствии системы сдержек и противовесов, а восстановление связей Эрдогана с ПСР (он может вновь возглавить ее) лишает его статуса независимого арбитра.
Как утверждает лидер НРП Кемаль Кылычдароглу, победа сторонников Эрдогана - это угроза всей стране: «Мы сажаем 80 млн человек… в автобус, у которого нет тормозов», - образно заявил он, но не предложил альтернативы, полагая, что надо все оставить как есть. Затем он понял, что действует, как метафизик, и по итогам референдума заговорил о «земных материях» - мол, их запугивали накануне голосования, а местные СМИ, находящиеся под жестким контролем государства, практически не освещали кампанию противников Эрдогана. Агитацию противников президентской системы можно было увидеть лишь на их автобусах и автомобилях, в редких роликах на телевидении, а также в листовках, расклеенных добровольцами на улицах.
Что же касается сторонников президентской системы, которыми является вся действующая власть, то они не сходили с экранов с утра до вечера - Эрдоган и премьер-министр Бинали Йылдырым выступали почти ежедневно по два раза на митингах своих сторонников в различных провинциях, а их выступления транслировались в прямом эфире по всем новостным каналам. Потому НРП заявила, что обжалует данные от 37 до 60% избирательных участков, поскольку ее активистами обнаружено не менее 2,5% «сомнительных голосов». Причиной стало изменение правил подсчета голосов, по которому бюллетени без штампа участковой избирательной комиссии надо все равно считать действительными, если не было прямых доказательств их проноса на участок извне.
Касательно Евросоюза, он изначально был против референдума, потому и заявил, что ждет оценки международной наблюдательной миссии БДИПЧ ОБСЕ, «в том числе что касается предполагаемых нарушений», - говорится в заявлении руководства структуры. Не исключено, что ЕС будет пытаться вернуть Турцию на кемалистские рельсы, в частности, через поддержку антиэрдогановской оппозиции. Кстати, в основных городах уже начались многотысячные акции протеста, что подтверждает эту версию.
Экспертное мнение
В этой связи глава Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» сказал, что итоги референдума стали сюрпризом для правящей партии:
- Малая разница свидетельствует о том, что референдум поляризовал население, выявив разницу в мышлении между жителями больших городов и провинций. Вообще-то, команда Эрдогана ожидала поддержку на уровне 55-60% ввиду административного ресурса плюс голосов партии Национального движения. Получается, что лидер НРП Кемаль Кылычдароглу в одиночку боролся против гигантского фронта, так что он заслуживает поздравлений, так как ему удалось «прыгнуть выше головы». Аргументы Кылычдароглу были весомыми: «если все полномочия сконцентрированы в руках одного человека и если он примет неверное решение, последствия этой ошибки тяжким грузом лягут на плечи государства и народа».
Пока никто не может прогнозировать успешность президентской формы правления, нам же остается пожелать братской стране успехов и реализации всех намеченных планов. Турция, независимо от государственного устройства, всегда была и будет стратегическим союзником Азербайджана, а для нас это главное.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать