• пятница, 19 Апреля, 23:18
  • Baku Баку 24°C

Хрупкий, как мир

14 апреля 2017 | 11:18
Хрупкий, как мир

СИТУАЦИЯ
Дональд Трамп однозначно определил очередного своего врага – КНДР, а Китай, ничего конкретного не ответив на предложение США «вы с нами, или нет», тем не менее пошел на поводу. Думать, что Поднебесная испугалась, неверно, просто руководству Китая, как отмечалось, не нужны проблемы как результат непредсказуемости Трампа.
А началось все с того, что после изменения маршрута авианосца «Карл Винсон» Трамп попросил председателя КНР Си Цзиньпина быть посредником и передать руководству Северной Кореи, что у Вашингтона на вооружении есть не только авианосцы, но и атомные подлодки. Как пишет издание, 11 апреля Трамп позвонил Си Цзиньпину и озвучил данную просьбу в ходе продлившегося около часа телефонного разговора. «Нельзя позволить этой стране иметь ядерное оружие. Пока у них нет средств доставки подобных вооружений, однако они у них могут появиться», - такое мнение высказал президент США.
Сдерживание в действии
Наконец Дональд Трамп разъяснил истинную цель отправки авианосной группы к берегам Северной Кореи. По его словам, это «означает сдерживание Пхеньяна от дальнейших действий». Правда, смущает в «благих» намерениях Трампа другое - для чего нужно было присоединять к авианосной ударной группе модифицированный ракетоносец типа «Огайо» (подводная лодка с баллистическими ракетами на борту – Авт.), несущий ко всему прочему 154 ракеты «Томагавк»? Не для того ли, чтобы повторить «сирийский вариант»?
С военной точки зрения изменение маршрута авианосной ударной группы ничего не означает, такое не раз бывало во время учений. Однако удар по Сирии со стороны США именно в преддверии визита китайского лидера в США в начале апреля некоторые аналитики справедливо расценили не только как наказание Асада за химическую атаку, но и косвенное предупреждение Северной Корее.
Еще один момент. Ким Чен Ын давно раздражает Дональда Трампа своими испытаниями баллистических ракет и ядерной программой. Последнее из таких испытаний баллистической ракеты среднего радиуса действия было проведено 5 апреля – как раз накануне визита Си Цзиньпина в США.
На скрытую угрозу со стороны США «с нами или нет» Китай не заставил себя ждать, но его реакция оказалась далеко не такой, как ожидали специалисты-синологи. Китай не стал возражать, пошел на экономические уступки, отказавшись от традиционных закупок коксующегося угля из Северной Кореи.
Причем сделано это было демонстративно, Китай повернул обратно целую флотилию из 12 северокорейских суднов с 2 миллионами тонн угля на борту и оформил несколько значительных по объему заказов на поставки угля из США. Хотя и экономический уступкой это нельзя назвать.
Дело в том, что еще в феврале Китай, фактически присоединившись к санкциям США против КНДР, взял на себя обязательство ограничить или вообще прекратить закупки коксующегося угля из Северной Кореи. В данном случае проиграла КНДР, потому что Китай был самым крупным покупателем угля.
Система противовеса
У Китая в этом плане есть и свои интересы, ему отнюдь не выгодно, чтобы Северная Корея исчезла с карт мира. Отказ от поставок угля из КНДР сделан именно в тот момент, когда авианосная ударная группа приближалась к полуострову, и в этом для Китая имеется свой смысл.
Если Китаю и США удалось столь эффективно договориться по Северной Корее, это не только снимает напряженность на мировых рынках, обеспокоенных воинственной риторикой Трампа по отношению к Китаю во время избирательной кампании, но и служит посланием Москве, которая изо всех сил стремится разыграть «китайскую» карту в Евразии в противовес американо-европейскому альянсу. С другой стороны, Китаю невыгодна объединенная Республика Корея, ибо в этом случае Поднебесная получит конкурента с мощнейшим экономическим потенциалом.
Ким Чен Ын уже разразился гневными осуждениями и угрозами в адрес США, прозвучали угрозы применить ядерное оружие, если США решатся на превентивный удар. В Пентагоне прекрасно понимают, что Северная Корея – это не Сирия, и угрозы Чен Ына не пустой звук. Более того, приближается 105-я годовщина со дня рождения основателя КНДР, а подобные даты в Северной Корее принято отмечать демонстрацией военной мощи. Только в прошлом году в КНДР провели два ядерных испытания и, по мнению специалистов, до создания ядерной бомбы осталось максимум два года.
В США сейчас по поручению Трампа разрабатывают полный пакет возможных действий США по устранению ядерной угрозы. Хотя не исключается военный путь решения, однако в Пентагоне понимают, что последствия этого варианта будут разрушительными для Южной Кореи. А если КНДР заимеет баллистическую ракету большой дальности, способную нести ядерную боеголовку, тогда головная боль начнется для США. Несмотря на то, что еще десять лет назад в США были проведены испытания ракетного щита, размещенного преимущественно на Аляске, который позволил бы сбить любую ракету, запущенную из КНДР. В Вашингтоне прекрасно понимают, что никакая система ПРО не дает стопроцентной гарантии.
Пока США предпринимают попытку лишь запугивания северокорейцев, но в то же время лихорадочно ищут пути разрешения конфликта. В мире уже раздаются призывы вернуться к формату переговоров и диалога с носителями идеологии чучхе. Но при любом раскладе ясно, что в этом случае американцы вынуждены будут работать с Россией, хотят они этого или нет. Потому что она, впрочем, как и Китай, не потерпит у своих границ очаг военной напряженности с реальными элементами ядерной угрозы.
Али САИДОВ
banner

Советуем почитать