• пятница, 29 Марта, 19:50
  • Baku Баку 14°C

Надежда теплится

12 апреля 2017 | 10:29
Надежда теплится

ПОЛИТИКА
У американцев и их основного союзника (Великобритания), а также «намертво пристегнутого попутчика» (Германия) немало в последнее время обозначилось недоговоренностей и недопониманий, и все же их объединяет общее видение «оси зла», в которую входит сирийский режим.
То, что британский премьер-министр Тереза Мэй и немецкий канцлер Ангела Меркель в телефонных разговорах с президентом США Дональдом Трампом как по команде выразили поддержку удару Вашингтона по авиабазе Эль-Шайрат, вовсе не случайно.
Единогласное осуждение
Обе «железные» дамы имеют собственные представления о выстраивании отношений как в общеевропейском доме, так и с заокеанским боссом - леди предпочитает дистанцироваться от Евросоюза и во всем поддерживать Белый дом, фрау же, напротив, - для нее дороже доминирующее положение в ЕС и перетягивание каната в отношениях с Трампом, кстати, немцем по происхождению. И вот неожиданно обе в унисон заговорили о «привлечении президента Сирии Башара Асада к ответственности» за недавно совершенную правительственными войсками химическую атаку в одном из населенных пунктов провинции Идлиб.
Как это будет выглядеть, не вполне ясно, но история свержения Мохаммада Наджибуллы в Афганистане, Саддама Хусейна в Ираке и Муаммара Каддафи в Ливии может сойти за наглядный пример - бездоказательное обвинение их в различных грехах привело эти страны к хаосу. По разному «шили» дело, одного талибы уличили в предательстве родины, второго убили повстанцы за тиранию, а третьего повесили сами американцы в поисках несуществующего ядерного оружия. Хотя на поверку ясно, что все они стали жертвами излишней близости с неприятелем - с СССР, а впоследствии и с Россией, наследовавшей почти все традиции почившего в бозе громадного государства.
Так что и отпрыску Хафеза Асада припишут химическую атаку, держа в уме его официальное обращение к Владимиру Путину за военной поддержкой. Правда, похоже, приведение приговора в исполнение пока отложено с мотивировкой «подождем до рецидива», но «навешать собак» - дело технически осуществимое, просто дело за исполнителем.
Действительно, не американцы же на сей раз будут свергать диктатора, так что остаются либо бойцы Свободной сирийской армии, либо курды из Отрядов народной обороны, хотя вторые маловероятно. С другой стороны, мир в упомянутом ближневосточном государстве, да и сама целостность страны мало представима при нынешнем режиме, ненавидимым большинством автохтонного населения.
Понятное дело, Вашингтон озвучивает идею о том, что в вопросе урегулирования конфликта администрация намерена сотрудничать с другими странами, в число которых входит и Россия, но в двусторонних взаимоотношениях так много нестыковок, что в итоге это просто уму непостижимо, и тут выражение «чем черт не шутит» неуместно. Тем более что накануне постпред США при ООН Никки Хейли в интервью телекомпании CNN заявила, что Трамп при необходимости не остановится на единичном ударе по военному аэродрому в Сирии, но будет соразмерять дальнейшие шаги в зависимости от реакции остальных сторон на происходящее в этой республике.
Еще один изгой
Кроме Дамаска в «черном списке» западных лидеров числится и Пхеньян, пусть не всегда удачно, зато стабильно запускающий ракеты в сторону то Японского моря, то Тихого океана, и никто ему не указ. Впрочем, Тереза Мэй полагает, что важно оказать давление на КНДР со стороны международного сообщества, включая Китай.
«Дядюшка Скрудж» на словах не против такого сценария, но не в его характере делиться дивидендами, потому, скорее всего, он склонен в перспективе к односторонним действиям, разве что с вовлечением в бойню Южной Кореи и Японии. Эти страны как раз (возможно, в силу географической близости) наиболее активно протестуют против геополитического «оборонительного» беспредела Ким Чен Ына, но что им остается, если в их арсенале нет ядерных боеголовок, а зонтиком служит американская армия.
Между тем провокационные действия Пхеньяна, в частности подготовка к испытанию межконтинентальной баллистической ракеты, являются прямым нарушением резолюций Совбеза ООН и несут большую угрозу национальной безопасности соседей. Конечно же, они рассчитаны на внутреннюю аудиторию, однако слишком уж красноречивы выпады внука основателя чучхе относительно того, что его военно-промышленный комплекс находится на завершающей стадии разработки ядерного оружия, способного достичь территории США.
Тут два варианта - либо посмеяться, либо призадуматься, причем второй предпочтительнее, поскольку КНДР - страна закрытая настолько, что проверить подлинность шантажа никак не представляется возможным. А насчет задействования Китая в качестве результативного посредника - это уже перспективно, поскольку почти вся северокорейская экономика, да и технологии тоже, привязаны к Пекину, который, тем не менее, вряд ли найдет рычаги воздействования на милитаристский дух. Кстати, авторитетная исследовательская корпорация RAND из Калифорнии сообщила накануне, что к 2020 году Пхеньян будет обладать сырьем для создания от 50 до 100 ядерных боеголовок.
Наш комментарий
Как считает экспертная группа газеты «Каспiй», ключ к пониманию взаимосвязи между внутренней и внешней политикой руководства КНДР - это выживание режима. Произошедшая в 1990-е годы в России смена политического курса и датируемые тем же временем экономические реформы в Китае воспринимаются политической элитой КНДР как гипотетическая угроза ее существованию. Отсюда - игра со стороны Пхеньяна на противоречиях между различными мировыми центрами, включая и государства АСЕАН.
Официальная позиция США, Китая и России полностью совпадает - ядерный Ын неприемлем, однако в позиции Поднебесной по этому вопросу есть некая двойственность. С одной стороны, там заявляют, что братьев-коммунистов надо защищать, так как это к тому же некий буфер между ними и потенциальными противниками. В то же время там укоренилось мнение о том, что у соседей установлен феодально-коммунистический режим, который не хочет меняться.
В Вашингтоне, Сеуле, Токио и многих других столицах считают, что решить северокорейскую проблему можно только в результате смены режима, но такое видение очевидно и провоцирует агрессивность со стороны Пхеньяна. Но если рассудить трезво, режим со временем, образно говоря, жиреет и наглеет, потому Трампу ничего не остается, как действовать в отношении северокорейского «оппонента» жестко и решительно при отсутствии такого желания у прочих геополитических игроков.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать