• пятница, 29 Марта, 15:29
  • Baku Баку 14°C

Гордость за армию

04 апреля 2017 | 12:00
Гордость за армию

КОНТЕКСТ
Минул год со времени событий на линии соприкосновения войск Азербайджана и Армении, вошедших в обиход политологов как «четырехдневная война».
Их могло бы не быть, можно было бы обойтись без ненужных солдатских жертв и траура в сопредельной стране, однако будем реалистами - официальный Ереван нагнетал обстановку, отказываясь от субстантивных конструктивных переговоров по решению нагорно-карабахского конфликта.
Развенчание мифов
Все знают, за счет чего и с чьей помощью Армении удалось на развалинах СССР оккупировать земли, признанные мировым сообществом неотъемлемой частью Азербайджана. В результате хаоса и политического раздрая тех времен к власти в Баку в мае 1992 года пришел тандем НФА-«Мусават», фактически совершивший военный переворот, после чего мы стали терять наши земли на фронте. После оккупации в 1992 году Шуши, Лачина, а в апреле 1993 года - Кяльбаджара между Нагорным Карабахом и Арменией появилась географическая связь, после чего мы и потеряли свои стратегические позиции.
Это было предательством по отношению к государству, народу, и армяне наряду с их покровителями, пользуясь ситуацией, за счет внешней поддержки и вмешательства извне оккупировали наши земли. Вот тут-то они и допустили стратегический просчет, на протяжении многих лет создавая мифы о непобедимости, а к власти в Ереване пришли те, кто непосредственно участвовал в убийствах, вандализме и изгнании сотен тысяч наших соотечественников из родных очагов.
Вместо того, чтобы покинуть оккупированные территории, они затягивали переговорный процесс, расстреливая собственный парламент, затем недовольных граждан, добровольно отпихивая свою страну в сторону от региональных процессов. И действительно, в то время как Азербайджан усиливал экономический потенциал, налаживал конструктивное партнерство со всеми основными геополитическими игроками, привлекая их ресурсы и резервы, связывая их интересы воедино не только в регионе Кавказа, но и на всем пространстве Евразии, «вожди» Армении говорили об их этнической несовместимости с тюркскими народами, выдавливая за пределы страны остатки малых национальностей, заявляя к тому же о собственной исключительности.
В итоге дело дошло до того, что даже армянская диаспора, ранее охотно помогавшая нынешней власти страны-агрессора, перестала откликаться на всякие финансовые «марафоны». Тем временем Азербайджан усиленно наращивал международный авторитет, экономические возможности, становясь конкурентоспособным в военном отношении, создавая собственную оборонную промышленность (сегодня на профильных заводах производится более 1,1 тыс. наименований военной продукции, начиная от патронов, заканчивая боевыми машинами, включая новейшие БТР, БМП и беспилотники).
Щелчок по носу
Национальная армия Азербайджана неожиданно для агрессора «выросла» на несколько голов выше даже собственных возможностей, не говоря уже об армянских солдатах, неохотно защищающих «территориальную целостность» непризнанного даже самим Ереваном «государства».
Тем временем, официальный Баку не раз предупреждал противную сторону о последствиях военных учений, проводимых на оккупированных азербайджанских территориях, о недопустимости размещения там сирийских, ливанских и прочих армян, не ведающих перспектив своего там проживания. Первым тревожным звонком для агрессора было сбитие над Агдамом военного вертолета МИ-24 в ноябре 2014 года, когда погибли все члены его экипажа - граждане Армении, не имеющие никакого отношения к так называемой «НКР». Однако преступный режим не унимался, все чаще провоцируя армию Азербайджана на адекватные шаги, а в ночь с 31 марта на 1 апреля и вовсе осуществив широкомасштабную провокацию по всей линии фронта.
Историю переписывать нет смысла - апрельские бои, и это признано даже странами - сопредседателями Минской группы ОБСЕ, явно или исподволь поддерживающими «братьев во христе», развенчали пропагандистские мифы и легенды насчет «непобедимости» армян. Они наглядно показали, что, не получая помощи извне, страна-агрессор не сможет и дня удержать под оккупацией захваченные земли. А ведь Национальная армия Азербайджана не намеревалась полномасштабно «отмахнуться» от зарвавшегося врага, она просто «дала ему щелчок по носу», не задействовав при этом ни стратегические ресурсы, ни сверхсовременную технику.
В ходе апрельских боев руководство Армении полностью разоблачило себя, потерпев поражение и на поле боя, и на международной политической арене - даже союзники по ОДКБ проигнорировали их «крокодиловы слезы», хотя они очень надеялись хотя бы на слова поддержки. Не повлияло на диспозицию даже обвинение Еревана в адрес Москвы и Минска, а об Астане они и вовсе промолчали, понимая, что Казахстан в любом случае поддержит не их.
Диалог через вывод войск
Теперь даже закоснелые «оптимисты» типа Кочаряна и Саргсяна понимают, что возврата к этапу торможения переговорного процесса нет - либо оккупационные войска выводятся поэтапно мирным путем, либо выметаются силой, так как находятся они на территориях, официально закрепленных за Азербайджаном. Кроме того, единственный путь для дальнейшего существования Армении как страны - урегулирование отношений с соседями, независимо от ее воли. После апрельских боев наша позиция за столом переговоров еще более упрочилась, тем более что и сопредседатели МГ ОБСЕ последнее время предпочитают говорить о неприемлемости статус-кво, а это означает, что они стали сторонниками конца оккупации и замирения между сторонами - ведь статус-кво выгоден исключительно Армении.
Выводы
Международное сообщество еще раз воочию убедилось, что армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт - ни локальное, ни замороженное геополитическое явление, поскольку серьезно опасен для всех стран региона, подтверждением чему можно считать крайнюю активизацию сопредседателей МГ ОБСЕ и требования о скорейшем решении проблемы, доминирующие в мировом общественном мнении. Официальный Баку, да и общество в целом не намерены мириться с фактом оккупации земель, с нелогичным и не умещающимся в рамки здравого смысла статус-кво - тому есть немало предпосылок, в частности, возможность дать достойный ответ стране-агрессору.
Прошлогодние апрельские бои наглядно показали силу Национальной армии, способной в любой момент освободить территории, находящиеся под юрисдикцией нашего государства, они в полной мере проявили также патриотический и героический образ азербайджанских военнослужащих. Кроме того, они показали высокую степень единомыслия и единения народа, готового сплотиться вокруг политики власти, сломав синдром «проигравшей стороны» и показав, что временные военные успехи страны-агрессора были связаны с тем, что за ее спиной стояли заинтересованные силы.
Более того, «четырехдневная война» сломала миф, созданный агитпропом Армении о силе ее вооруженных сил, показав несостоятельность подобных утверждений, о чем свидетельствует череда кадровых изменений, обвинений и арестов в руководстве армии страны-агрессора. Именно события годичной давности накалили общественно-политическую обстановку в Ереване и на периферии соседнего государства, после чего местное население потребовало решительных изменений, в том числе, в системе управления и в подходе к региональному развитию. В целом, апрельские бои способствовали созданию качественно новой диспозиции, позволяющей по иному воспринимать способы решения застарелого конфликта, поскольку Азербайджан получил существенное преимущество в переговорном процессе.
Сегодня армянское общество находится в потрясении, панике, а силы, подходящие с более прагматичной точки зрения к ситуации, уже открыто заявляют, что если не наладить отношения с Азербайджаном, у Армении нет будущего.
Ульви ЯГУБОГЛУ
banner

Советуем почитать