• четверг, 18 Апреля, 15:19
  • Baku Баку 22°C

В плену иллюзий

17 марта 2017 | 12:38
В плену иллюзий

НРАВЫ
Ушли на второй план вояжи президента Армении Сержа Саргсяна во Францию и Россию, на которые он возлагал большие надежды и которые доказали несостоятельность избранной им линии поведения в качестве государственного мужа, которым он по определению быть не может. Вся предыдущая его политика как внутри страны, так и на международном уровне свидетельствует лишь об одном – он потерпел фиаско.
И хотя первой он посетил Францию, остановлюсь на визите в Россию.
Что хотел Саргсян от Путина?
За скупыми строками официального выступления глав государств, сводящимся к общим фразам, многого не разглядеть, тем не менее президент России Владимир Путин обрисовал приоритет, заявив, что «в ходе встречи с президентом Армении мы уделили особое внимание урегулированию карабахского конфликта. Россия в рамках Минской группы ОБСЕ, а также в ходе прямых контактов с Баку и Ереваном продолжает оказывать содействие в поисках путей процесса». Тут, как говорится, ничего нового нет, и об этом мы не раз слышали.
Саргсян в ответ выразил благодарность России и другим сопредседателям за усилия по урегулированию конфликта мирным путем: «Во время встречи была подчеркнута важность соблюдения соглашения по режиму прекращения огня 1994-1995 гг. В то же время была отмечена значимость реализации Венских и Санкт-Петербургских соглашений. Мы согласны с недопустимостью использования угроз и силы в процессе урегулирования конфликта, с тем, что это наносит удар по мирному процессу». И это в то время, когда Президент Азербайджана Ильхам Алиев во Франции на встрече с президентом Олландом говорит о том, что на первом этапе важно вернуть Армению за стол переговоров. Армения, отказавшаяся и от Мадридских принципов, и от Санкт-Петербургских соглашений, бойкотирующая переговоры и говорящая языком шантажа, вдруг заявляет о своей заинтересованности в мирном процессе. Этой наглости уже не удивляешься.
Напомним, что ранее в интервью испанскому агентству EFE президент Армении Серж Саргсян выдвинул условия для начала субстантивных переговоров и заявил, что для этого должен быть создан механизм по расследованию инцидентов. По сути он нарушил переговорный процесс, поскольку выдвижение каких-либо предусловий для начала переговоров неприемлемо и в целом противоречит сути и духу всех базовых документов по урегулированию конфликта. А если учесть, что уже с июня 2016 года Армения избегает любых встреч, становится ясной подоплека его словоблудия, заключающаяся в сохранении существующего статус-кво.
Механизм расследования инцидентов не является основным элементом субстантивных переговоров, ибо главное в этом деле - изменить существующий статус-кво и обеспечить поэтапный вывод армянских войск с оккупированных азербайджанских земель. И лишь потом в качестве вспомогательного можно рассматривать и вопрос о механизме расследования инцидентов.
В народе тактику, подобную армянской, именуют «наводить тень на плетень». Причем эта дребедень выдвигается на уровне главы государства и сопровождается постоянными военно-политическими провокациями и военными авантюрами, воинственными заявлениями армянского военно-политического руководства, манипуляцией внутриполитической ситуацией накануне выборов и т.д.
Армянские политики часто позиционируют Россию в качестве своего основного союзника, имея в виду в первую очередь военно-политическое сотрудничество, и многие, в том числе и российская общественность, находятся в плену этих иллюзий.
Хорошо об этом на своем профиле в Фейсбуке написал бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров, по мнению которого интересы армянского лобби в Москве и интересы России совершенно разные: «Если мы обратимся к международным договорам, заключенным между Россией и Арменией, то вырисовывается совсем другая картина. Вот, например, что говорится о союзничестве в договоре «О дружбе и сотрудничестве и взаимной помощи» от 29 августа 1997 года. В статье 3 говорится «…сторона может обратиться к другой стороне с просьбой оказания безотлагательной помощи, НЕОБХОДИМОСТЬ, виды и размеры которой определяются путем проведения соответствующих консультаций. Я специально выделил слово «необходимость», которое означает, что не существует такого понятия, как автоматически оказываемая помощь, и вопрос о помощи, размерах и ее ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВООБЩЕ определяются в результате консультаций».
Сравнив вышеприведенный документ с тем же пунктом из договора «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Азербайджанской Республикой» от 3 июля 1997 года, он приходит к выводу, что Россия является в такой же степени союзником Азербайджана, как и Армении.
К тому же в «Декларации о союзническом взаимодействии между РФ и Республикой Армения», ориентированном на XXI век черным по белому написано: «Стороны исходят из того, что Организации Объединенных Наций принадлежит центральная роль в поддержании международного мира и безопасности при возрастающем в то же время значении региональных структур в предотвращении и мирном урегулировании межэтнических, межконфессиональных, территориальных и иных конфликтов в строгом соответствии с Уставом ООН, решениями Совета Безопасности ООН и нормами международного права». А из этого однозначно следует, что находящийся под оккупацией Нагорно-Карабахский регион Азербайджана не является зоной ответственности участников ОДКБ.
Отсюда напрашивается вывод, что деятельность Министерства иностранных дел России в этом направлении никак не коррелируется с принятыми Российским государством и утвержденными Думой обязательствами РФ перед сателлитом.
У разбитого корыта
Что же касается визита Саргсяна во Францию, то тут его ожидало полное разочарование, поскольку Франсуа Олланд заявил, что статус-кво в карабахском конфликте неприемлем, и видит необходимость в возобновлении переговорного процесса. А это именно то, на чем настаивает Азербайджан и что совершенно не устраивает Армению.
Таким образом, оба президента – и Азербайджана, и Франции - продемонстрировали полное совпадение позиций официального Баку и официального Парижа. Официальному Еревану оставалось лишь с изумлением наблюдать единодушие Ильхама Алиева и Франсуа Олланда в столь болезненном для Армении вопросе.
И ни слова о санкциях в отношении Азербайджана, если наша страна решит восстановить территориальную целостность военным путем, на которые так рассчитывали в Армении. Не говоря уже о высказываниях Президента Азербайджана Ильхама Алиева относительно смехотворных инновационных и научных возможностей Армении.
Платформа мира пополняется
И пока в Ереване набирают оборот внутрипартийные разборки с нападением и избиением кандидатов предвыборной гонки, в Баку Платформа мира пополняется новыми подписантами.
Так, профессор Сухумского государственного университета, доктор исторических наук Гурам Мархулия заявил о своем присоединении к «Платформе мира между Арменией и Азербайджаном». В его заявлении по этому поводу говорится: «Считаю мирное урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта с учетом территориальной целостности и суверенитетов Азербайджана и Армении, а также признанных на международном уровне границ обоих государств единственно правильным решением. Также хочу отметить важность выполнения соответствующих резолюций, принятых Советом Безопасности ООН. Хочу также подчеркнуть важность усилий Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта.
Наличие в современном мире нерешенного конфликта, результатом которого стало формирование представления двух народов друг о друге только в контексте войны, очень сильно огорчает.
Исходя из вышесказанного, я поддерживаю идею мирного сосуществования двух народов и прекращения конфликта, который длится более 25 лет. По этой причине я выражаю свою поддержку этой мирной инициативе и заявляю о присоединении к «Платформе мира между Арменией и Азербайджаном».
И сколько бы ни «отбрехивался» Ереван, пытаясь представить себя в глазах мирового сообщества миролюбивым государством, время все расставляет по своим местам. Настоящая мирная инициатива принадлежит Азербайджану, и это признает уже весь мир.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать