• пятница, 29 Марта, 12:46
  • Baku Баку 14°C

Прозрачные финансы

28 марта 2017 | 13:08
Прозрачные финансы

ФИНАНСЫ
Накануне Центробанк Азербайджана поручил банкам ограничить переводы физическим лицам посредством интернет-банкинга со стороны юридических лиц. В частности, как передают местные информационные агентства, согласно новым правилам, при обналичивании с юридических лиц удерживается налог в 1%. Это делается для того, чтобы предпринимательские компании, переводя средства на счет физических лиц, не являющихся по сути бизнесменами, не уклонялись от уплаты налогов.
Законодательная правка
Эксперты полагают, что в качестве закодательной базы для подобного шага может служить закон «О безналичных расчетах», принятый 16 декабря минувшего года Милли Меджлисом. Там так и прописано черным по белому: банки или почтовые операторы за снятие наличных средств с банковских счетов юридических лиц и частных предпринимателей будут удерживать упрощенный налог в размере 1% от суммы, что вполне приемлемо по сумме и адекватно по жизни. Однако есть небольшой нюанс, который идет вразрез с финансовым законодательством.
Разъясняя ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй», член Коллегии адвокатов, автор книги «Банковское право в Азербайджане» Акрам Гасанов напомнил, что в начале февраля прошлого года Президент Азербайджана Ильхам Алиев перепоручил функцию надзора над финансовыми организациями, в том числе коммерческими банками, Палате по надзору над финансовыми рынками (первому отечественному юридическому лицу публичного права).
«Скорее всего, решение ЦБА зиждется на инерции, поскольку оно не входит в сферу его полномочий, и это уже не тот орган, который должен заниматься такими вопросами, - отметил эксперт. – Принимая во внимание эти обстоятельства, совершенно непонятно, на каком основании Центробанк отсылает письма с такими указаниями банкам. Кроме того, мне известно, что вполне аналогичное послание банкам сделала сама Палата надзора, а потому, полагаю, что вышла ошибка, и журналисты тут что-то напутали. По обыкновению, они приписали главному Баку прежние функции, а на самом деле автором писем была как раз Палата финансового надзора. Это одна из версий, потому что сами банки также могли быть источником такой информации, принимая во внимание широко распространившуюся сегодня в банковской среде практику использования законов для собственной выгоды».
Если даже допустить, что автором разосланных в коммерческие банки писем является Центральный банк Азербайджана, суть проблемы не замыкается на источнике корреспонденции, а уходит в плоскость законности упомянутых ограничений. Со слов нашего собеседника, решение ограничить переводы физическим лицам посредством интернет-банкинга со стороны юридических лиц объясняют целью не допустить уклонения от налога.
К истории вопроса
Итак, Милли Меджлис принял закон «О безналичных расчетах», предусматривающий лимиты на наличный расчет - согласно документу, введен лимит на наличные расчеты в размере 30 тыс. манат для объектов торговли и общепита, зарегистрированных в качестве плательщиков НДС, чей годовой оборот превышает 200 тыс. манат (пункты этого закона для налогоплательщиков с означенным годовым оборотом уже вступили в силу с 1 января текущего года). Лимит для остальных налогоплательщиков, чей оборот поскромнее - 15 тыс. манат в месяц (для них закон начнет действовать с 1 апреля).
Кроме того, по закону административные штрафы, финансовые санкции, налоги, таможенные пошлины и сборы, проценты и задолженности по лизинговым операциям и кредитам, страховые выплаты, услуги и пошлины госструктур, госкомпаний и бюджетных организаций, стипендии, финансовые помощи, компенсации, коммунальные расходы и т.д. должны быть оплачены в безналичной форме.
Согласно закону, налогоплательщики в сфере торговли, общепита и услуг, чей годовой оборот превышает 200 тыс. манатов, должны выплачивать зарплату в безналичной форме. За первое нарушение в течение года размер финансовой санкции составит 10% от объема проводимых операций, за второе - 20%, за третье и последующее - 40%. Помимо этого, ограничены возможности предпринимателей обналичивать деньги в банках. Банки или почтовые операторы за снятие наличных средств с банковских счетов юридических лиц и частных предпринимателей должны удерживать упрощенный налог в размере 1% от этой суммы.
Данные ограничения касаются только юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Комментируя нововведения, экономист Самир Алиев отметил, что принятие этого закона с одной стороны подтолкнет предпринимателей по возможности скрывать часть своих наличных оборотов. При этом экономист отметил, что в мире есть практика поощрения роста безналичного расчета путем льгот и путем ограничений.
Кому закон «не писан»?
«Допустим, что письма разослал Центробанк, руководствуясь целью не допустить избежания налога. Однако согласно статье 220.13 закона, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обналичивает средства, банк все равно должен удержать 1% с последующим перечислением в бюджет.
И тут следует начать с того, что сам ЦБА является сегодня злостным нарушителем этого закона, который распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, поскольку банки тоже являются юрлицами и располагают корреспондентскими счетами. В правилах главного банка относительно открытия, ведения и закрытия банковских счетов сказано, что корреспондентские счета также являются банковскими счетами, а для открытия счета требуется уведомление Министерства налогов. Более того, по этим правилам упомянутые счета в нацвалюте можно открыть только в Центробанке.
Сегодня все наши банки имеют там корреспондентские счета, и вот когда они снимают наличные в головной структуре (а они это делают, поскольку эмитентом маната является главный банк, и только там могут его дать), Центробанк должен удержать процент, но почему-то не удерживает», - утверждает А. Гасанов, отмечая, что с начала действия закона истек третий месяц.
Со слов эксперта, это тоже нарушение Налогового кодекса, однако Минналогов не может уследить за всеми процессами – получается, что нельзя рассчитывать на саморегулирование, отдавая предпочтение жесткому контролю. «Более того, банки также имеют инвалютные корреспондентские счета в прочих банках и тоже снимают деньги без удержания налога», - отмечает эксперт, обращая внимание на странную и ничем не обоснованную позицию частных финансовых организаций. Банки почему-то решили, что их налог не касается, но на каком основании они пришли к такому выводу и массово уклоняются от налога, неизвестно.
Честь по чести
«Принимая во внимание уклонение от налога самого Центробанка и местных кредитно-финансовых структур, возникает естественный вопрос к столь жесткой позиции. Это может прозвучать грубо, но чья бы корова мычала… Из беседы с экспертом выяснилось, что Палата надзора над финансовыми рынками также отправила письма банкам, но не имела в виду какие-либо ограничения - позиция надзорной инстанции заключалась в том, что банки должны информировать эту инстанцию, уведомляя о подозрительных операциях.
«Поскольку Палата является также органом финансового мониторинга, осуществляя борьбу с отмыванием денег и поддержкой терроризма, банки обязаны уведомлять ее о всевозможных подозрительных операциях, где может иметь место уклонение от налога. Таким образом, эта инстанция получает возможность контролировать и ставить в известность Министерство налогов для последующего правового преследования нарушителей.
Однако сей факт вовсе не означает, что можно ограничить перечисление средств физическим лицам», - сказал наш собеседник, по словам которого, Центробанк и Палата финансового надзора не могут запретить перечисления, в том числе посредством интернет-банкинга, поскольку собственником денег является владелец счета, и он вправе распоряжаться своими деньгами. С этой точки зрения, важно учитывать цели перечисления.
Не всякое перечисление является нарушением
«Не всякое перечисление обязательно является уклонением от налога. Здесь главное выяснить, с какой целью перечислены деньги. Если деньги перечислили за услуги и работу – это доход, подлежащий еще большему налогу. Допустим, вам оплатили услугу по рекламе и прочее, и вы оплачиваете подоходный налог. Деньги можно подарить, к тому же по налоговому кодексу с подарка до 1000 манат налог не удерживается, большие суммы подлежат подоходному налогу. Здесь нет уклонения. А вот если крупную сумму разделили на несколько частей и «дарят», возникают подозрения на возможность махинации с целью уклонения от налога. О таких подозрительных фактах банки должны уведомлять Палату надзора над финансовыми рынками, однако само по себе перечисление не является нарушением, и как-то ограничивать права владельцев банковских счетов нельзя. Палата требует у банков сообщать о подозрительных фактах для эффективного контроля в этом направлении», - считает наш собеседник.
С его слов, банки принялись злоупотреблять письмами Палаты и Центробанка для удержания средств на счетах и отказывают клиентам, желающим получить свои деньги. «У банков проблемы с ликвидностью, а следовательно, имеется заинтересованность в том, чтобы клиенты свои деньги не снимали. Они используют незаконные способы, пытаясь воспрепятствовать оттоку средств. Кроме того, я ознакомился с письмом Палаты по надзору, в нем нет запретов, - отметил А.Гасанов. - Письма Центробанка в общем доступе я не наблюдал. Кстати, где документ, о котором пишет пресса? С письмом Палаты была похожая история – СМИ писали об ограничениях, после документ обнародовали, и выяснилось, что ничего такого нет в помине».
По данным эксперта, банки препятствуют клиентам, желающим снять со счетов более 30 тыс. в течение месяца, ссылаясь на закон «О безналичных расчетах». «На самом деле это касается тех, кто кому-то платит, а если просто снимает, ограничений нет. Допустим, у меня на счете 30 тыс. и снять эти деньги могу без ограничений. Если же превышу лимит и возьму 40 тысяч, существует налоговая проверка. К сожалению, банки используют закон в собственных интересах, препятствуя законным правам клиентов», - объяснил А.Гасанов.
Следует отметить, что главной целью изменений в Налоговый кодекс является создание более благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, повышение уровня взаимного доверия между субъектами предпринимательства и налоговыми органами. Не менее важной задачей этого решения следует обозначить увеличение безналичных операций, регулирование денежного оборота, поощрение инвестиций путем повышения ликвидности банков и привлекательности налоговой сферы, стимулирование экспорта и создание прозрачной системы учета.
Тамара ХАЙРУЛИНА
Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать