• пятница, 29 Марта, 03:41
  • Baku Баку 7°C

Компромисс как главный принцип

17 марта 2017 | 10:54
Компромисс как главный принцип

ВЗГЛЯД
Недавно в Москве на совместной пресс-конференции с президентом России Владимиром Путиным президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «мы обсудили создание тройственного союза Турция-Россия-Азербайджан с целью решить карабахский конфликт». В этой связи редакция газеты «Каспiй» обратилась к заместителю директора Института политических исследований Дарье Гревцовой с просьбой прокомментировать возможность такого союза.
- Каким вы представляете себе этот союз?
- Такой тройственный союз возможен, но при этом Россия сохранит также отношения по линии Армения-Иран, будет сохранена тройка вокруг транспортной магистрали Север-Юг - Россия-Азербайджан-Иран. И союз Россия-Турция-Азербайджан будет стоять не над ними, а в их ряду. Если такой союз состоится, то для Азербайджана абсолютным приоритетом будет разрешение нагорно-карабахской проблемы. Но для Турции и России это не главная цель, цель - укрепить взаимные отношения в области экономики, геополитики, в частности, противостояние с Европой, сирийская проблематика и другие аспекты. А проблема Нагорного Карабаха будет одной из его тем, поскольку Азербайджану это важно.
- Как на это среагирует миссия ОБСЕ?
- Трудно себе представить, к каким последствиям приведет отказ от миссии ОБСЕ, потому что ОБСЕ является общеевропейской организацией, у нее большая поддержка ООН. На сегодня есть один инструмент отказа от ОБСЕ - если азербайджанская или армянская стороны решат отказаться от сотрудничества с ней, тогда ОБСЕ потеряет мандат. Россия, как один из лидеров ОБСЕ, вряд ли поддержит этот отказ.
- Что вы можете сказать относительно того, какое у России видение мира между Арменией и Азербайджаном?
- Основной принцип Владимира Путина состоит в том, что должен быть найден такой компромисс, который не рассматривался бы поражением той или другой стороной конфликта, а устраивал бы всех. Временный исторический компромисс может быть найден на основе Казанской формулы, когда на первом этапе пять районов вокруг Нагорного Карабаха будут переданы Азербайджану взамен на экономическую деблокаду Армении. Следующим шагом будет возвращение беженцев на родные земли и проведение референдума о статусе Нагорного Карабаха.
- Как Россия может повлиять на переговорный процесс по карабахскому урегулированию?
- По-моему мнению, Россия вовсе не лишилась своих рычагов, а наоборот, укрепила их. Все мировые издания пишут о Владимире Путине как о самом влиятельном человеке в мире. Россия продолжает быть посредником в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, но она не является командиром. Это американцы пытаются командовать, и мы воочию видим, что у них не получается. Россия стремится подтолкнуть Армению и Азербайджан к поиску серии компромиссов, которые бы разрешили проблему Нагорного Карабаха мирным путем.
- Есть мнение, что Россия развернула свой политический вектор в сторону Азербайджана. Что бы вы сказали по этому поводу?
- Такой поворот есть. Если раньше мы могли говорить об акценте в сторону Армении, то сейчас это усредненная линия. Связано это с тем, что, во-первых, Азербайджан представляет из себя очень влиятельную страну с точки зрения экономики, значительно более влиятельную, чем Армения. Во-вторых, Азербайджан имеет мощную диаспору в России. В-третьих, в последнее время Азербайджан подписывает многочисленные контракты и договоры с Россией о сотрудничестве и совместных проектах. В-четвертых, налицо мудрая и взвешенная политика азербайджанского руководства, которая приводит к росту авторитета Азербайджана в мире. Эта политика вызывает уважение в России и большую расположенность к позиции Азербайджана. А чрезмерная упертость Еревана и заигрывание с Западом вызывает все большее раздражение.
- Как вы думаете, в каком русле в дальнейшем будут развиваться события в регионе Южного Кавказа?
- Главный нерв в Южно-Кавказском регионе - это нагорно-нарабахская проблема. Во всех остальных странах ситуация более-менее стабильная, а вот вокруг Нагорного Карабаха будет сгущаться энергетика. Поэтому либо состоятся более серьезные переговоры и компромисс, по всей видимости, на основе Казанской формулы, либо возникнет вспышка военных действий, если такая договоренность не состоится.
- Если примирение не состоится, то исход противостояния может решить война?
- Я думаю, что сегодня исход противостояния война не способна решить. Народы может примирить мудрость политиков, чуть больше их примирит общая жизнь в одном регионе, а по-настоящему их примирит только будущая история, которая изменит ситуацию и выведет их на мирное развитие. Во времена Советского Союза примирить конфликтующие стороны могла бы твердая рука Москвы.
В современных реалиях только сами народы Армении и Азербайджана могут помириться, когда поймут, что выгоднее дружить, а не враждовать, жить будущим, а не прошлым. Но сегодня это сложно представить. Ситуация может измениться, когда стороны конфликта войдут в одно интеграционное объединение и начнут работать вместе, возникнут диалог и связи. Сейчас этого нет ни на уровне руководства, ни на уровне общественности. «Платформа мира между Арменией и Азербайджаном» только начинает свое развитие, над ней надо много работать, в том числе и с общественным мнением в обеих странах.
- Спасибо за интервью.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать