• пятница, 29 Марта, 09:39
  • Baku Баку 5°C

Фиаско Ованнисяна

12 марта 2017 | 10:14
Фиаско Ованнисяна

РЕГИОН
С выходом единственного остававшегося до недавнего времени в парламенте Армении члена «Наследия» Заруи Постанджян из партии и одноименной фракции последняя де-факто перестала существовать.
Однако многие в армянском политическом истеблишменте считают, что де-факто перестала существовать не только фракция, но и партия, поскольку для них «Наследие» сегодня - Заруи Постанджян.
Что ж, этого следовало ожидать. Раффи, будучи занят вояжами по заграницам, давно перестал быть брендом. Таковыми оставались Степа Сафарян, Анаит Бахшян, Заруи Постанджян, Армен Мартиросян. Но и они друг за другом - кто раньше, кто позже - покинули партию. За исключением Мартиросяна с товарищами, стремящимися попасть в парламент любой ценой, даже уклонением от некогда провозглашенного партией пути.
Бытует мнение, что 2007-2012 годы, на которые приходится четвертый созыв Национального собрания (НС), были для «Наследия» золотыми. Но слишком уж короткой оказалась жизнь партии, с которой достаточно внушительная часть общественности в свое время связывала надежды. Почему за последние пять лет «Наследие» от очень сильной и уважаемой политической структуры скатилось до блока с Осканяном и Оганяном?
Думается, беды этой партии начались, когда добровольно отдали пальму первенства в оппозиционном лагере ППА (партия «Процветающая Армения»). Этот альянс противоречил вообще идеям «Наследия». Было понятно, что после того как на оппозиционном престоле воцарится Гагик Царукян, прозападным партиям станет очень тяжело. Но Ованнисян пошел на сотрудничество с Левоном Тер-Петросяном и Гагиком Царукяном в надежде на то, что, получая финансовые дивиденды, он сумеет лавировать и в некоторой степени спасет отношения Армении с Евросоюзом (ЕС).
Однако реальность оказалась для Раффи весьма печальной. Царукян не слишком баловал материально, а лавировать Ованнисяну не давал хитрый лис армянской политики, у которого изворотливости Раффи должен был еще учиться и учиться.
Следующая роковая ошибка - непонятная позиция партии в вопросе конституционных изменений. Любая политическая сила должна заинтересоваться возможностью участия в установлении правил игры, чтобы эти правила устанавливала не только власть. «Наследие» бойкотировало обсуждения, а Раффи тем временем набирал финансы в США, где он якобы проходил лечение (недруги утверждают, что от алкоголизма). Вопрос с финансами не разбирался в партии, но многие, в том числе и ближайшие соратники Раффи, после референдума вели себя как обделенные его вниманием. «Наследие», несмотря на финансовую помощь калифорнийских армян, выглядело в той ситуации весьма блекло.
Еще одна ошибка связана с созданием объединения «Новая Армения», в котором активное участие приняло «Наследие» в лице Раффи Ованнисяна и Армена Мартиросяна. Это было непонятно, поскольку «Наследие» никогда не симпатизировало идее формирования власти радикальными методами.
Все это время, пока Раффи и другие руководители партии занимались кулуарными переговорами и интригами, в парламенте стойко воевала Заруи Постанджян. Только благодаря ей о «Наследии» еще помнили и говорили. Скандально известный депутат, она не собиралась держать оборону, а сама бросалась в атаку, абсолютно не боясь авторитетов. Ее яростные перепалки со спикером, с премьером, министрами интересовали кого угодно, но только не однопартийцев. Раффи решил пойти другим путем, а Заруи это направление не признала и вышла из партии, что значительно снизило рейтинг «Наследия».
Странно, что, руководствуясь принципом «цель оправдывает средства», партия в свое время во имя смены власти была готова объединиться даже с такими политическими течениями, чьи программы и подходы были далеки от «Наследия». Все это привело к тому, что «Наследие» показалось на нескольких площадках, которые все без исключения потерпели фиаско. И получилось, что «Наследие» взвалило на свои плечи ответственность за провалы, и при этом - никакого политического результата. И «Наследию» осталось выбирать: при условии отсутствия ресурсов идти на выборы отдельно или в блоке. В итоге принятое решение стало повторением того, что уже было в 2013-м и что уже на практике показало: выбранный путь ни к чему хорошему «Наследие» не приведет.
Фуад МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать