• пятница, 29 Марта, 00:42
  • Baku Баку 7°C

Разновекторный Израиль

10 марта 2017 | 13:08
Разновекторный Израиль

ВЗГЛЯД
Израиль, возможно, единственное государство в мире, где министр обороны выступает в качестве главы МИД, и наоборот. Потому встреча на днях в Вашингтоне Госсекретаря США Рекса Тиллерсона с Авигдором Либерманом, не должна обескураживать ценителей эстетики дипломатии.
Подоплека всех переговоров такого рода сводится к неустанному укреплению позиций полувоенной страны во враждебном арабском (в зависимости от аудитории имеется в виду более широкая, исламская трактовка) мире.
Кругом враги
В ситуации с Ираном все ясно - муллократия клянется стереть с лица земли «нарыв истории», однако в чем наступательность по отношению к палестинцам? Израильтянам не нравится, что заокеанское внешнеполитическое ведомство финансирует по линии организации гуманитарной помощи при ООН беженцев - якобы структура действует не по назначению, подстрекая Верховный совет по правам человека «очернить Тель-Авив, навредить ему, систематически искажая действительность».
Но позвольте, кто смотрится в кривое зеркало, отвоевывая из года в год не принадлежащие ему территории и расстреливая протестующих по этому поводу людей? Оказывается, «временно арендованные» поселения не являются препятствием к всеобъемлющему миру, в том числе мирным соглашениям с Египтом и Иорданией, а тем более не препятствуют конструктивным переговорам с руководством Палестинской автономии.
Вообще-то после смены администрации Белого дома и на фоне предпочтений президента Дональда Трампа эти переговоры могут увенчаться успехом, однако стоит ли ставить на одну чашу угрозы со стороны «источников террора» в лице Ирана, Сирии и Ливана с «угрозами» со стороны притесняемых по всем фронтам палестинцев. Тем более что и мировая общественность требует справедливости и смягчения агрессии, свидетельством чему является широкий фронт признания почти всеми странами Организации освобождения Палестины.
Обезопаситься от Ирана
На этой волне на переговоры к президенту России Владимиру Путину приехал симпатичный ему премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху (кстати, сегодня заедет и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган). У обоих на повестке ситуация по Сирии и «нейтрализация» Ирана в ближневосточной стране.
Кстати, визит главы исполнительной власти еврейского государства - четвертый по счету за последние полтора года. Не секрет, что Тель-Авив реально обеспокоен тандемом Москва - Тегеран, который договорился относительно подтверждения планов последнего по созданию постоянного военного присутствия в Сирии. Нетаньяху, кстати, потребовал включения условия вывода иранских войск с территории Сирии в любое соглашение по мирному урегулированию в этой стране. И, похоже, побывал он у «лучшего друга» не с пустыми руками - его визиту предшествовала поездка в Лондон и Вашингтон, где он призвал премьер-министра Великобритании Терезу Мэй, а также Дональда Трампа создать единый фронт против растущей «иранской агрессии».
В длящемся шесть лет военном конфликте принимают самое непосредственное участие силы «Корпуса стражей исламской революции». Теократический режим также всячески поддерживает вооруженное ливанское шиитское формирование «Хезболла», бойцы которого также воюют на стороне Башара Асада. Причина понятна - несмотря на то, что муллократия объясняет присутствие своих сил там необходимостью защитить шиитские святыни, на самом деле ей могут потребоваться в будущем, как в Сирии, так и в Йемене, военно-морские базы, которые стали бы эффективным «сдерживающим фактором для противников».
Москва к тамошнему противостоянию Израиля с упомянутыми силами относится вроде спокойно, потому как тот соблюдает строгий нейтралитет в конфликте между официальным Дамаском и сирийской оппозицией. Но Тель-Авиву, равно как и Анкаре мало нейтралитета - ведь Тегеран не может быть гарантом перемирия и мирного урегулирования, так как его силы воюют известно на чьей стороне, причем без официального приглашения, в отличие от российских войск. Но тут есть одно «но».
Иран еще со времен шахского режима вложил значительные финансовые средства в развитие сирийской промышленной и транспортной инфраструктуры, предоставляя Дамаску крупные кредиты на развитие экономики и сельского хозяйства, а также активно принимая участие в создании Национальных сил обороны Сирии - народного военного ополчения, численность которого превышает 100 тыс. человек.
Потому, стало быть, требовать от России исключения Ирана из числа стран-гарантов перемирия в Сирии совершенно не рационально и не конструктивно, так как на данный момент именно он в глазах Москвы обеспечивает соблюдение правительственными войсками Сирии режима прекращения огня. Сам Кремль является недружественным в глазах мусульманского населения, среди которого немало ортодоксов, и его усилий явно недостаточно для того, чтобы отвечать за действия сирийской армии. И он не станет выступать открыто против «полезного попутчика», но постепенно будет отдаляться от него в сторону Турции, так как его политика все же больше ориентирована на восстановление отношений с Западом.
По этой причине трио США, Турция и Израиль будет всячески подталкивать его к отдалению от иерократического режима, предлагая взамен более тесное взаимодействие в области безопасности и более выгодные модели партнерства в регионе Средиземного моря и на Ближнем Востоке. Тут подразумевается фактически не столько борьба с так называемым «Исламским государством», сколько противостояние с Ираном.
Поначалу, возможно, команда Путина будет исходить из принципа «сами с усами», однако затем, в обмен на стратегический форпост в Латакии, возможно даже на отмену санкций, отбросит Тегеран на периферию приоритетов.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать