• четверг, 18 Апреля, 06:05
  • Baku Баку 12°C

Занятость на дистанции

07 марта 2017 | 16:22
Занятость на дистанции

ПРОФЕССИЯ
Сегодня в нашей стране порядка 700 тысяч фрилансеров, и в будущем эта тенденция будет расти, полагают эксперты. Достаточно много фрилансеров встречается среди журналистов, корректоров, дизайнеров, архитекторов, программистов, антихакеров, переводчиков. После того как в Азербайджане произошли две девальвации, и экономическое положение большинства населения стало более шатким, количество людей, предпочитающих удаленную работу, резко возросло.
Многие работодатели считают, что держать фрилансеров выгодно: можно сэкономить на содержании рабочего места, да и платить можно поменьше, чем штатному сотруднику. А уж как это выгодно самим «свободным художникам» - работа по собственному графику, контроль времени и количества заказов по собственному усмотрению. По мнению экспертов, многие фрилансеры довольны своей жизнью, поскольку их зарплата варьируется от 250 до 1 тыс. манатов.
Стереотип ненадежности
Несмотря на свободный график, многие наши граждане держатся за свое рабочее место и не хотят перемен. Можно понять тех, кто зарабатывает большие деньги, и даже тот факт, что работа тяжелая или совершенно неинтересная, не может перечеркнуть их желания заработать побольше. Другие не могут ничем заниматься, кроме своей профессии. Есть те, кто ненавидит то, чем занимается, но при этом одна мысль об увольнении заставляет их работать еще больше и не думать о смене места работы или профессии в целом. Они опасаются, что в дальнейшем не смогут найти работу или компанию получше. Фрилансеры, в отличие от них, не связывают себя контрактами и не боятся, а наоборот, приветствуют новую работу или смену специализации.
Сегодня в мире количество сотрудников, работающих удаленно вне офиса работодателя, продолжает стабильно расти. Как подсчитали эксперты Международной организации труда (МОТ), проведших исследования совместно с Европейским фондом по улучшению условий жизни и труда, в развитых странах доля таких сотрудников на рынке труда составляет 17%, а в ряде стран, в частности, в Японии и США, уже достигает почти 40%.
Как отмечается в докладе МОТ, в большинстве случаев сотрудники, работающие удаленно, соответствуют критериям самозанятых. Так, в странах ЕС около 10% сотрудников в 2015-2016 годах работали удаленно время от времени, 5% работают фактически вне привязки к офису, 3% - ежедневно.
В Азербайджане с недавнего времени тоже появились фрилансеры, даже несмотря на то, что работа на расстоянии у нас и не столь популярна. Есть немало людей, которые занимаются многими вещами одновременно, и это их ничуть не пугает. Они без проблем меняют профессию, переходят с одного рабочего места на другое, хотят попробовать себя в других профессиях. Все больше людей через интернет предлагают услуги, не требующие передвижения в другой конец города. В основном это репетиторство, компьютерный дизайн, оператор на телефоне, дающий информацию о различных косметических товарах и изделиях бытовой химии, переводческие услуги. С недавних пор и некоторые редакции газет стали нанимать журналистов-фрилансеров, которые готовят статьи дома и электронной почтой посылают материал редактору.
Сам себе начальник
Однако несмотря на кажущиеся преимущества фрилансерства для обеих сторон (о них уже было сказано выше), некоторые азербайджанские работодатели все же не приемлют такого вида деятельности, считая, что только деловая атмосфера офиса способна заставить сотрудников работать максимально эффективно. Кроме того, многие руководители морально не готовы к отсутствию ежедневного контроля над выполнением заданий. Стереотип ненадежности подобного рода деятельности плотно засел в умах работодателей и соискателей. Отсюда и объяснение ситуации, когда нередко в роли фрилансеров азербайджанских компаний можно заметить зарубежных граждан, часто России, Украины, Казахстана. Нередко близкие людей, соглашающихся на удаленную работу, стараются отговорить их от фрилансерства, рекомендуя найти себе «нормальную» работу. В результате получается, что страх одних тормозит развитие других.
По словам некоторых работников, ставших фрилансерами поневоле, это слово приравнивается к безработному. Как рассказала свободный фотограф Самира Гасанова, при знакомстве с новыми людьми, они говорят: «О, это здорово, ты работаешь на себя!» Пожалуй, это единственное, что многие знают о фрилансерстве, а между тем оно имеет свои сложности - проблемы с самоорганизацией, непостоянные заработки, отсутствие гарантий оплаты и т.д., - делится она. - Кому-то удалось построить прочный мост фрилансинга и уверенно следовать по нему, а кому-то приходится балансировать на зыбком льду, боясь упасть. Для фриланса с его нестабильностью и неоднозначностью минусов работы на себя намного больше, чем плюсов: социальная незащищенность, неоплачиваемые больничные, отпуска, отсутствие пенсионных накоплений, да и о многих других преимуществах, которые есть у штатных сотрудников, стоит забыть. Единственные два плюса - это отсутствие необходимости спешить на работу к определенному времени и отсутствие начальников. Вы сами себе начальник».
Добавим к минусам еще и такие факты, как нехватка простого человеческого общения с коллегами и невозможность сделать карьеру: например, хирургу или строителю работа на расстоянии просто не подходит.
Удаленная занятость развивается первостепенно в тех странах, где специально поддерживается правительством для улучшения условий труда или вовлечения женщин к трудовой деятельности. В этих странах на должном уровне находится IT-сектор, происходит модернизация экономики, внедряются новые типы производства и экономических отношений.
С точки зрения культурного и ментального контекста эксперты приходят к выводу, что на всем постсоветском пространстве пока остаются пережитки контроля за процессом, нежели результатом - вероятно, это одна из причин, по которым этот мировой тренд нас пока касается минимально. Ведь долгие годы удаленная работа была почти нонсенсом - на службу полагалось ходить каждый день, и не важно, завод это или обычный офис. А сейчас, когда практически повсеместно есть интернет, необходимость в таком распорядке для некоторых профессий отпала.
Оптимизация не всегда сокращение
Многие руководители поняли, что так даже удобнее. Каждый десятый признался социологам, что в ближайшие годы планирует вывести часть сотрудников за пределы офиса. В России, к примеру, согласно данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), в настоящее время чаще всего за штатом находится около 10% работников, но их доля будет расти, уверены эксперты. Два года назад в этой стране насчитывалось около 2 млн фрилансеров, стабильно растет их количество в Европе и Америке (согласно опросу Freelance Union, американские «свободные художники» ни на что не променяют любимое занятие).
Наибольший уровень таких сотрудников зафиксирован в Дании (9% работающих из дома, 10% - вне офиса в различных местах, 15-18% - время от времени), Швеции (5%, 10% и 18% соответственно) и Нидерландах (6%, 10% и 14%), наименьший - в Чехии (2%,3% и 5%), Греции (2%,3% и 4%) и Италии (1%, 2%, 6%). Наиболее высокие показатели удаленной работы за пределами Европы демонстрируют США и Япония - 37% и 32% работников соответственно. Сегодня около 4 млн японцев уже работают на дому, что составляет почти 6% от общего количества трудоспособного населения страны.
Исследования выявили и гендерные различия подобной формы занятости: женщины предпочитают работать из дома несколько чаще мужчин. Это и понятно: можно запланировать рабочий день таким образом, чтобы хватило времени и на домашние дела. Несмотря на то, что тенденции в сторону как удаленной работы, так и предоставления сотрудникам определенного числа дней работы из дома (home office) в последние несколько лет все еще сильны, однако, как отмечают исследователи этой проблемы, явного поворота всего рынка труда в странах СНГ в этом направлении пока нет. И с учетом малого притока международного бизнеса, скорее всего, в ближайший год не будет, пока столь интересный тренд больше касается отдельных сфер и прогрессивных компаний.
А между тем, если верить прогнозам, количество фрилансеров в мире к 2025 году вырастет до 3 млрд человек, ведь уходят люди «в свободное плавание» благодаря кризису и сокращению рабочих мест: это подтверждают и прогнозы Международной организации труда, что к концу 2016 года число безработных в мире будет более 200 млн человек.
Однако в условиях экономического кризиса происходят не только реструктуризация и перепрофилирование производства, оптимизация персонала в связи с финансовыми трудностями, но и вводятся новые формы занятости. Оптимизация затрат на персонал не всегда означает сокращение штата, уменьшение зарплаты. Сегодня виртуальная (или дистанционная) занятость, надомный труд, работа по гибкому графику стали новым трендом кадровой политики многих холдингов и компаний.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать