• пятница, 19 Апреля, 10:03
  • Baku Баку 13°C

Нефтяной демарш

18 февраля 2017 | 11:21
Нефтяной демарш

Российско-белорусский энергетический спор в конце концов привел к тому, что Минск, как и предупреждал президент Беларуси Александр Лукашенко, намерен закупать нефть у Ирана. И хотя южная нефть ввиду транзитных расходов обойдется дороже, похоже, «батька» не намерен считаться с экономическими потерями.
Может, и вброс
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что сообщение о контракте с Ираном - не более чем информационный вброс накануне предстоящих переговоров партнеров по Евразийскому экономическому союзу по углеводородам. Но так или иначе, факт остается фактом: компания Beloil Polska (экспортное подразделение государственной «Белоруснефти») заключила с Национальной иранской нефтяной компанией соглашение на поставку 80 тыс. тонн нефти. Как сообщает Reuters со ссылкой на источники среди нефтетрейдеров, загрузка танкеров может начаться уже 20 февраля. Предполагается, что иранская нефть будет сначала доставлена в порт Одесса на Черном море или даже в балтийский Вентспилс, а затем в обоих случаях по железной дороге - до места назначения.
О том, что правительству Беларуси поручено немедленно найти альтернативные источники поставок из-за сокращения объемов поступающей из России беспошлинной нефти, Лукашенко заявлял еще в начале октября прошлого года. Примерно в то же время он сообщил, что Минск ведет с Тегераном переговоры по поставкам нефти, при этом он не исключил заключения сделки по «давальческой» схеме, то есть в рамках предоставления Ирану для переработки поставляемой нефти мощностей белорусских нефтеперерабатывающих заводов.
Кстати, насчет альтернативы: уже в конце октября танкер с азербайджанской нефтью для этой страны разгрузился в Одесском порту. Возможно, это сыграло свою роль, поскольку решение о закупке «черного золота» у южных соседей было принято после того как в конце января стало известно, что Россия собирается сократить в первом квартале поставки товара в братскую страну на десятую часть, а в целом за нынешний год и вовсе наполовину - с 24 млн до 12 млн тонн.
Как бы то ни было
Решение России мотивировано тем, что якобы строптивые партнеры не оплатили долги за газ, поставленный в минувшем финансовом цикле. Как ранее заявлял вице-премьер России Аркадий Дворкович, к концу января задолженность составляла $550 млн, причем долг, по его словам, образовался вследствие того, что Минск счел цену, установленную Москвой ($132,77 за 1 тыс. кубометров), несправедливой и в одностороннем порядке принял решение оплачивать поставки по справедливой, с его точки зрения, цене в $73. Но тут какая-то нестыковка то ли в бухгалтерии, то ли в политике - сам Лукашенко утверждает, что руководимая им страна платила за российский стратегический товар исходя из расчета $107, поэтому обвинения абсурдны и не укладываются в рамки здравого смысла. Получается как в известной поговорке: «Милые бранятся - только тешатся», однако тут во главе угла стоит, с одной стороны, исключительно прагматизм, а с другой - желание сохранить европейский буфер, что особенно актуально на фоне украинских событий.
Потому Беларусь подала на днях в суд на братьев-славян, и одновременно Министерство антимонопольного регулирования и торговли приняло решение о повышении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на 7,7% - с 267,32 до 287,9 российских рублей за тонну.
Очевидно, что закупки любой нефти, кроме российской, для белорусского бюджета будут означать потери, поскольку Москва продает Минску товар без учета экспортной пошлины, а кроме того, следует учитывать и расходы на транспортировку. Кстати, поставки сырья из Ирана с учетом транспортных расходов обойдутся им примерно в $440 за тонну, что на треть накладнее, чем если бы сырье закупалось у восточных соседей. Следовательно, даже небольшая партия в 80 тыс. тонн южной партии «черного золота» означает для белорусского бюджета дополнительные расходы в размере $9,6–10,4 млн. Однако Лукашенко заявляет, что «свобода и независимость - это очень рентабельно и их невозможно оценить никакими деньгами и цифрами».
Пройденный этап и новые веяния
Впрочем, в современной истории взаимоотношений двух постсоветских государств было нечто подобное - Минск ранее демонстрировал, что готов нести экономические потери. Когда в начале 2010-х у них возник очередной энергетический спор, Лукашенко закупал нефть аж у Венесуэлы, и это несмотря на то, что поставки из Латинской Америки были дороже российских вдвое, да и товар некачественнее.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, никаких стратегических целей за покупкой иранской нефти не просматривается:
- Примечательно, что Минск осуществил одноразовую сделку в пределах примерно 600 тыс. баррелей как раз в разгар «дружественного» нефтегазового конфликта. Это смехотворные цифры (всего лишь 1/12 часть от миллиона тонн) для государственных контрактов . Возможно, образно говоря, этого объема едва хватит на выработку солярки для проведения посевной кампании в каком-нибудь районе Могилевской области. Так что экономической роли иранская нефть не играет никакой.
Все это мы уже проходили и с азербайджанской нефтью - в октябре прошлого года официальный Баку поставил партнеру по СНГ примерно такое же количество «черного золота». В целом же в 2016-м они импортировали у нас в общей сложности 560 тыс. тонн сырой нефти сортов Azeri Light и CPC Blend. Но эти поставки остановились в январе этого года, так как Беларусь искала другие варианты замены российской нефти Urals.
Теперь в Минске решили припугнуть Кремль иранской нефтью. Никаких стратегических целей за этими поставками не просматривается. Действия белорусских властей - это пропагандистское решение. Если хотите - демарш, но не более того.
Салех Баят
banner

Советуем почитать