• пятница, 29 Марта, 05:01
  • Baku Баку 7°C

Что затевает король сделок?

09 февраля 2017 | 11:37
Что затевает король сделок?

СИТУАЦИЯ
Американские силы в Персидском заливе приведены «в наивысшее состояние готовности» в связи с усилением напряженности в отношениях с Ираном.
Это официальная формулировка, другая подоплека связана с беспокойством о нынешнем положении дел, связанном с функциональной пригодностью войск и материально-технической базы.
Согласно концепции Пентагона, к не готовым к выступлению военным кораблям относят те, что на ремонте или проходят модернизацию в доке, ну, и те, на которых происходят изменения в экипаже. То есть с приходом к власти Трампа число таковых заметно сократится ввиду обострения отношений США и Ирана. Он еще в ходе предвыборной кампании заявлял, что не будет так же «добр» по отношению к теократии, как его мягкотелый предшественник.
Это еще цветочки
В ответ на недавнее проведение южными соседями испытания баллистической ракеты средней дальности Трамп через неделю ввел новые санкции в отношении 13 физических и 12 юридических лиц. А на днях и вовсе назвал Иран террористическим государством №1, которое «совершенно не уважает» заокеанскую державу и к тому же повсюду, где пахнет жареным, рассылает деньги и оружие. Ну, как после такого пассажа не оказывать тотальное давление на муллократию.
Это еще цветочки - новая администрация не то, что сама имеет зуб на восточного изгоя, но и ищет способы разрушить его военный и дипломатический альянс с Россией, а затем, ослабив его с тыла, поговорить с глазу на глаз.
Понятно, что несмотря на «прелестные» сигналы, посылаемые командой миллиардера Москве, США не питают иллюзий по поводу отношений с президентом Владимиром Путиным. Однако при этом Белый дом не считает Кремль угрозой, сравнимой с временами СССР, поэтому Трамп намерен сосредоточиться в первую очередь на сдерживании Ирана.
Все очень просто
Между прочим, заокеанская логика очень проста: любое ухудшение российско-иранских отношений (впрочем, как и российско-турецких) усиливает позиции США в Сирии. Не исключено, что израильское лобби оказало Трампу содействие в его избирательной кампании, чему способствовал фактор «невменяемого» Обамы. И то, что новый хозяин Белого дома обещал не только восстановить отношения с Израилем, но и признать Иерусалим его столицей в случае победы на выборах, скорее всего, никак не связано с его мировоззрением и политическими принципами. Просто у него могут существовать определенные обязательства перед этой страной.
Кстати, отношение Трампа, учитывая его неприязнь к самому факту «ядерной сделки», вполне вписывается в эту схему. Правда, США не могут просто так, за здорово живешь заблокировать соглашение, поскольку оно многосторонне и подкреплено резолюцией Совбеза ООН. Поэтому в ближайшем будущем мы можем стать свидетелями того, как американцы обставят отказ от выполнения обязательств.
Экспертное мнение
Как полагает экспертная группа газеты «Каспiй», политика сделок будет главным внешнеполитическим инструментом администрации Трампа, и вполне возможно, что Белый дом предложит Кремлю дружить против Ирана (или Китая). Стоит заметить, что в твитах Трампа довольно часто (едва ли не в каждом втором) употребляется слово «deal», в широком смысле переводимое на русский язык как «сделка». Это показатель того, как устроено понимание (мировоззрение) Трампа. По сути, это сведение даже мировой политики к искусству сделки, чего раньше не было.
Однако политика не исключает стратегического мышления, предпочитающего многоходовые игры, и похоже на то, что именно единовременная сделка становится фундаментом и внутренней, и, главное, внешней политики администрации Трампа, во всяком случае, лично самого президента. Это говорит о том, что администрация Трампа будет менее склонна применять военную силу с целью смены режимов. Трамп четко придерживается мнения, что это неправильная политика. Но если администрация примет решение или посчитает необходимым просто применить где-то военную силу, то она, наверное, не задумываясь, это сделает, несмотря на катастрофические последствия для региональной и международной безопасности в целом.
И здесь достаточно четко просматриваются риски, связанные с политикой администрации Трампа в отношении Ирана (и Китая).
Опасное нагнетание
Итак, предстоящие весной в Иране президентские выборы пройдут на фоне осложнения отношений с Вашингтоном. Хасан Роухани идет на них ослабленным, так как ушел из жизни экс-президент Рафсанджани - главная его поддержка и опора. При этом заметно усиливаются позиции Корпуса стражей исламской революции - то есть даже в случае переизбрания Роухани будет вынужден проводить более консервативную политику. А это значит, что будет нарастать не односторонняя, а взаимная неприязнь с Вашингтоном, что в конечном итоге может вылиться в открытое противостояние.
В этом случае Москве трудно будет договариваться по Сирии не только с Вашингтоном, но и с Анкарой, поскольку все, «достигнутое» ею с сентября 2015 года обесценится - попросту, не будет предмета торга. А ведь, как уже не раз говорилось, Сирия была старшей козырной картой для торга по Украине. То есть может случиться так, что с таким трудом выстроенная Кремлем конструкция может рухнуть в одночасье, ну, а чтобы избежать принципа домино, Путину посредством МИД придется также заключать сделку с Белым домом по Ирану.
Задача, что и говорить, непростая. Здесь Кремлю придется ставить на кон только одно - соглашение о значительном сокращении ядерных вооружений. Как известно, это единственная козырная карта России. И тогда круг замкнется… поскольку без нынешнего запаса боеголовок Москва автоматически окажется в клубе третьестепенных стран. Кстати, менее месяца назад Трамп лично обратился к коллеге с предложением заключить соглашение о значительном сокращении ядерных вооружений в обмен на отмену некоторых санкций…
Слово - не воробей
Несколько иначе видит фундаментальные особенности Трампа глава исследовательского Центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу. Обрисовывая ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспий», он предположил, что его политика хаотична:
- Это не политик, а бизнесмен, пытающийся выполнить обещания, данные перед выборами. В истории США не было лидера, который бы спустя две недели после инаугурации создал столько противоречий, чтобы во время присяги даже за рубежом против него было организовано столь серьезное сопротивление. Умолчим о внутренних проблемах, но и во внешней политике налицо трения с ближайшими соседями - Мексикой и Канадой. В первом случае его не красит намерение выстроить стену, а во втором - премьер-министр Канады заявил, что намерен принять мигрантов-мусульман, которым отказано во въезде в США.
Далее, он, с одной стороны, заявляет, что по сирийскому вопросу установит дружественные отношения с РФ для совместной борьбы с международным терроризмом, а с другой - объявляет Тегеран (партнера Москвы в регионе) террористом №1.
Трамп вроде хочет дружить с Кремлем, но будирует вопрос целостности Украины. Впрочем, даже стратегические союзники России (Беларусь и Казахстан) считают Крым юрисдикцией Киева. Потому возникают вопросы: что будет делать Трамп с темой Украины, если вдруг удастся достичь американо-российского сотрудничества в борьбе с терроризмом в Сирии? Будет ли он в таком случае вынужден смягчить антироссийские санкции? Это означает, что «киевская сказка» для США вновь может перейти на задний план.
Налицо проблемы и в отношениях с Европой - Трамп выступил против двух сильнейших структур - Евросоюза и НАТО. Создается впечатление, что он хочет «утереть нос» всему миру, а что если мир развернется и захочет опередить американцев…
Об этом Трамп не подумал, а зря - Создатель не потерпит хаоса, порожденного кем бы то ни было.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать