• четверг, 25 Апреля, 09:11
  • Baku Баку 14°C

Опасные детские смеси

03 декабря 2013 | 11:44
Опасные детские смеси
ПРОБЛЕМА

«Мы кормим детей тем, что, по идее, должно быть выброшено», - утверждает врач с многолетним стажем, пожелавший остаться неназванным. Значительная часть детских смесей и каш, пересекающих границу страны, - с истекшим сроком годности. Завозится эта отрава для малышей в основном из соседней России, где просроченное детское питание изымается из продажи и подлежит утилизации.

По приблизительным подсчетам, ежегодный объем рынка детского питания составляет 20 миллионов манатов. С другой стороны, поражает его огромный ассортимент, а вот качество продукции далеко не всегда отвечает заявленному. «Масштабы беспредела нигде не афишируются», - заявил конфиденциальный источник.
Мама четырехмесячного Хиджрана Бабаева теряется в догадках: чем кормить малыша? Смесь Nutrilon дали ребенку уже в роддоме.
Дальнейший ход событий разворачивался по заезженному сценарию - в ход пошли настойчивые советы врачей использовать именно этот бренд. Это самое лучшее, говорили сотрудники роддома, и Бабаева поддалась на уговоры. Стоит детское питание не дешево - 12 манатов за банку, а его не хватает даже на неделю. Впрочем, дело не только и не столько в цене - об экономии на здоровье ребенка не может быть и речи: нет гарантии, что очередная упаковка смеси будет пригодна для питания ребенка.
- В аптеку за молочной смесью я иду, скрестив пальцы. Рассчитываю на везение. Приходится играть в лотерею на собственные деньги. Иной раз смесь попадается действительно хорошего качества, но зачастую ребенок отказывается от нее. Я и сама замечаю по виду и качеству содержимого, что опять придется выбросить. Выбросить последние деньги, которые так нужны моей семье, - сетует женщина.
В семье Бабаевых работает муж, а жена ухаживает за детьми, которых двое. Выброшенные на ветер деньги - большой удар по мизерному бюджету. Но страшнее другое - неокрепший организм младенца становится мишенью для просроченной смеси.
Мать двоих детей Фирангиз Дадашева рассказала нам свою историю. Молочную смесь Friso дали ее малышу уже в роддоме. Не было грудного молока, признается Дадашева. Но в этом ли дело? Отсутствие молока - лишь предлог для прикорма. Прикармливают новорожденных почти повсеместно, более того - прикармливают поголовно. Может ли женщина выкормить дитя самостоятельно - работников роддома это волнует мало. Зато о пользе смеси новоиспеченная мать узнает в первый же после родов день.
- Нельзя сказать, что врачи настаивали на прикорме. В роддоме признавали пользу грудного молока, - вспоминает Бабаева.
Заставить мать перейти на искусственное питание никто не имеет права. Но на деле все совершенно иначе. Поголовный прикорм младенцев превратился у нас в недобрую традицию, которая берет начало уже в роддоме. Дальше события развиваются по продуманному сценарию: врач родильного отделения настаивает на пользе той или иной смеси, которую впоследствии используют для кормления ребенка. Ровно до тех пор, пока участковый педиатр не порекомендует другую, «самую лучшую» альтернативу. В результате от перехода с одной смеси на другую страдает неокрепший организм ребенка. Возникает вопрос: почему это происходит?
Оказывается, все до смешного просто.
- Свыше 90% местных врачей тесно сотрудничают с дистрибьюторами детского питания, - говорит глава Союза свободных потребителей (ССП) Эйюб Гусейнов. - Азербайджанские педиатры получают до 20% прибыли от реализации этой продукции. Премии и зарубежные поездки - это далеко не весь перечень «заслуженных» даров от производителей и дистрибьюторов. Само сотрудничество врачей-педиатров с дистрибьюторами детского питания не просто незаконно, но и событие, из ряда вон выходящее. Тем не менее, в нашей стране это злачное поле цветет буйным цветом.
Стоит ли удивляться, что закон «О кормлении детей материнским молоком», который принят в нашей стране в 2003 году, с этой точки зрения действует неэффективно. Но обо всем по порядку.

Знаете ли вы…

…что есть Международный свод правил маркетинга заменителей грудного молока? Думаю, женщин с младенцами мало интересуют законодательные инициативы и международные своды правил. И в этом наша с вами беда…
Международный свод правил маркетинга (а проще - реализации) заменителей грудного молока разработан небезразличными к этой теме специалистами ВОЗ, Детским фондом ООН (UNICEF) совместно с различными НПО и принят Всемирной ассамблеей здравоохранения (ВАЗ) в 1981 году.
Азербайджанский закон «О кормлении детей материнским молоком» опирается на эти международные правила. Сам кодекс ВОЗ придуман не случайно. Реклама смесей и бутылочек для кормления, раздача образцов смеси и подарков не является безобидной - она препятствует кормлению грудью. Агрессивная реклама под личиной благодушной заботы врачей нарушает права матери. Рекламный прессинг дезинформирует женщин, которые хотят кормить грудью.
ВОЗ категорически запрещает многое из того, что мы воспринимаем как нечто вполне обычное. «Никаких подарков или бесплатных образцов работникам здравоохранения. Информация о продуктах должна быть основана на фактах и носить научный характер», - гласит кодекс. Цитируем дальше: «…никаких бесплатных поставок заменителей грудного молока или поставок по сниженной цене ни в какое подразделение системы здравоохранения». А что происходит на деле?
Роддомы получают партии молочных смесей по сниженным ценам, информация о питании сводится к клятвенным уверениям врачей: «Это лучшее, я сама этим кормила».
По сути, ВОЗ и законодательство наше запрещают любую пропаганду искусственного питания. А тем более - «использовать медсестер по уходу за детьми или других подобных работников, оплачиваемых производителем». Стоит ли говорить, что большей частью персонал детских медучреждений, начиная с роддомов и заканчивая районными педиатрами, «оплачен» до мозга костей. Больницы, клиники, женские консультации и офисы врачей стали центрами-распространителями. Торговые представители проникают в палаты, клиники со своими продуктами, сообщая о них ложную информацию.

Качество от производителя

Редакция газеты «Каспiй» попросила главу ССП Э.Гусейнова прокомментировать информацию о поступающем из России просроченном детском питании.
Оказывается, сказать что-то определенное по этому поводу сложно. Рынок нуждается в объемной исследовательской работе.
- Мы проводили исследования, UNICEF поддержал пять проектов, - сказал главный защитник прав потребителей.
Но было это, со слов Э.Гусейнова, три или четыре года назад. Реальная картина рынка вырисовывается туманным айсбергом и прячется в подводных течениях.
- Тогда, четыре года назад, 80% продукции поставляли на наш рынок непосредственно производители детского питания, - сообщил глава ССП. - Третьих стран не должно быть в принципе, - сказал он по поводу российского импорта. - По кодексу ВОЗ, детское питание обязаны поставлять сами производители.
Как и следовало ожидать, официальных подтверждений по поводу просроченного детского питания не последовало...

Тамила Халилова
banner

Советуем почитать