• четверг, 28 Марта, 21:13
  • Baku Баку 13°C

Обыкновенный Трамп

26 января 2017 | 12:18
Обыкновенный Трамп

ВЗГЛЯД
Что у Буша на уме, у Трампа на языке - примерно так можно перефразировать известную поговорку. Похоже, у нового главы Белого дома, с детства привыкшего не отказывать себе ни в чем (хотя он иногда в Нью-Йорке получал от общественности от ворот поворот), вновь взыграл синдром хочухи.
Накануне на встрече с официальными лицами ЦРУ он выступил с довольно «оригинальной» идеей об объявлении иракской нефти американской собственностью.
Даже знающие его люди слегка удивились, когда он не исключил, что колоссальные расходы иракского правительства и народа, связанные с интервенцией США в Междуречье во времена Джорджа Буша-младшего, могли бы покрыть местные запасы углеводородов. Вот вам и откровенный пассаж - в принципе, у мировой общественности в 2003-м сработало шестое чувство при вводе войск «гринго» в Ирак.
Сила есть, ума не надо
Тогдашний президент хотел и за папашу свергнуть Саддама Хусейна, и сферу влияния на Ближнем Востоке расширить, потеснив оттуда русских, ну, и на нефтяную иглу подсесть. Оформлено было это несколько коряво под видом предотвращения ядерной угрозы, зато поднятием на фоне рисков биржевых цен на углеводороды конкуренты были «умаслены», а Совбез ООН молча согласился с интервенцией. Москве это не раз аукнулось, хоть в том же регионе, хоть на севере Африки, хоть на Кубе, но это другая история.
Тем не менее приличие было соблюдено, тиран - примерно наказан, после двух неудачных попыток к присяге в Багдаде было приведено по американским меркам более-менее вменяемое правительство, ни шатко ни валко контролирующее хотя бы часть территории. Но затем, как говорится, приехал поручик Ржевский (в данном случае Трамп) и все испохабил, откровенно заявив о том, что иракская нефть должна покрыть издержки на все, включая предотвращение продвижения боевиков так называемого «Исламского государства». И тут на провокационное предложение, выдержав трехдневную паузу, отреагировал премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади. То ли с перепугу, то ли под давлением парламента он ответил миллиардеру, что это их нефть и является она, согласно конституции, собственностью его сограждан.
Катон заокеанского розлива
В одноименном труде древнегреческого биографа Плутарха упоминается, что Марк Порций Катон Старший заканчивал все свои речи в римском сенате вне зависимости от тематики фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен».
Вот и Дональд Трамп, подобно великому деятелю древности из года в год повторяет свой тезис о том, что Америка по «справедливости» должна забрать нефть Ирака. Вот вам примеры - в 2011 году в интервью Wall Street Journal он говорил: «Мы сделаем состояние: у них нефти на $15 трлн», а 25 октября 2015 года на шоу State of the Union телеканала CNN, отвечая на вопрос об Ираке, Трамп заявил: «Я сказал вам в самом начале: если мы собираемся уйти, надо забрать нефть». Позже он вернулся к этой мысли в отдельном интервью CNN: «И я сказал - взять нефть, когда мы уйдем. Но мы не должны покидать страну».
Словом, снятся ему ближневосточные триллионы, но ведь уже пять лет прошло с тех пор, как в Багдаде сидит формально самостоятельное правительство, бьющее рекорды по добыче сырья и само могущее вести переговоры с потребителями и ОПЕК.
Дважды в одну и ту же реку
Надо сказать, что еще до 2003 года США вынашивали разные планы в отношении иракской нефти. В конечном счете, одержал верх так называемый план неоконсерваторов, идея которого заключалась в следующем - предлагалось приватизировать всю нефтяную промышленность Ирака. Дюжина компаний, которые станут ею управлять, должны были конкурировать, поднимая уровень добычи. Это привело бы к мощному увеличению экспорта, и странам ОПЕК пришлось бы реагировать: они начали бы нарушать квоты, и высокие цены на нефть поддерживать не удалось бы.
К тому же появление на нефтяном рынке нового игрока позволило бы удовлетворять спрос на энергоресурсы, который в ближайшие два десятка лет может вырасти в полтора раза. Эта идея нашла поддержку на очень высоком уровне, и через некоторое время она стала официальной позицией Вашингтона.
Однако, как говорил незабвенный Остап Ибрагимыч, «судьба играет человеком, а человек играет на трубе». Затянувшаяся война и нежелание иракских властей во всем повиноваться сделали невозможным выполнение какого бы то ни было плана. Только летом 2003 года боевики 13 раз атаковали трубопроводы и другие объекты нефтяной промышленности, а после того как местное население узнало о планах приватизации, количество терактов возросло в десятки раз. Потом было создано национальное правительство, одобрившее американский проект закона о нефти, но против него пошла и курдская автономия, у которой качалок немеряно, да и профсоюзы нефтяной промышленности.
Словом, как говорил Гераклит из Эфеса, «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Чтобы завладеть иракской нефтью, Вашингтону придется не только вернуть туда свои войска, но и начать тотальную войну с гражданами этой страны. Потому что для того, чтобы победить партизан, надо уничтожить все население. Так готов ли к такому сценарию Трамп?
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать