• четверг, 25 Апреля, 13:02
  • Baku Баку 23°C

Поговорить бы по душам

24 января 2017 | 14:15
Поговорить бы по душам

Еще до избрания Дональда Трампа президентом США ключевые игроки геополитики либо встретились с ним, либо сверили часы по телефону. Лишь его турецкий коллега не то, чтобы отмалчивался.
Время показало, что Реджеп Тайип Эрдоган основательнее подошел к моменту, затеяв официальный визит.
Не перекраивая карту
Похоже, глава братского государства намерен детально обсудить «управляемый бедлам» на Ближнем Востоке, затеянный прежней заокеанской администрацией и грозящий перерасти в неуправляемый хаос, весьма чреватый непредсказуемыми последствиями для самой Анкары тоже. Во времена «британского мандата» единый халифат под патронажем Османской империи и без того был разбит на множество образований во главе с шейхами и «самодельными» королями, потому Эрдоган всерьез озабочен дальнейшим распадом территории.
Потому естественно его желание воспрепятствовать дальнейшей нарезке в угоду заокеанским стратегам и их немусульманским союзникам в арабском окружении. Да и опосредованные возможности для того, чтобы воспрепятствовать процессу, у хозяина Ак Сарая есть. Свидетельство тому – начавшийся вояж по странам Восточной Африки (Танзания, Мозамбик и Мадагаскар), руководство которых внимательно прислушивается к советам из Анкары, ведь они сами немало настрадались от диктата по ту сторону Атлантики.
Все, что наболело
Сегодня Ближний Восток и часть Северной Африки находятся в огне, а до турецкого руководства доходят некоторые высказывания по региону, что не может не беспокоить Анкару. Изменилась ли позиция администрации Трампа по данному вопросу, особенно касательно поддержки курдских вооруженных формирований, опоясавших страну чуть не по периметру? Кроме того, Турция - сильнейшая страна, влияющая на динамику процессов в регионе. Потому весенний визит в Вашингтон будет обставлен со всех сторон по высшему разряду, так как есть много тем для обсуждения, включая усложнившиеся двусторонние союзнические отношения, а также совместную борьбу с терроризмом.
К списку следует добавить также перспективы начавшейся в августе операции «Щит Евфрата» и возможность экстрадиции из США турецкого проповедника Фетуллаха Гюлена, которого Анкара считает организатором неудавшейся попытки военного переворота, предпринятой 15 июля прошлого года.
Впрочем, отношения между давними партнерами переживают глубокий кризис, хотя и остаются крайне важными для обоих государств.
Предстоящую поездку Эрдогана за океан можно считать попыткой разрядить обстановку. В принципе, тот же сирийский кризис сказался на Турции самым непосредственным образом, и не только в виде терактов, стране пришлось также справляться с гигантским потоком беженцев, уже обошедшимся ей в десятки миллиардов баксов. Так что Анкаре очень нужна перезагрузка во внешней политике, и Вашингтон при желании Трампа может разрулить ситуацию. Однако разногласия по поводу той же Сирии столь глубоки, что возможностей для компромисса пока не видно, хотя кто его знает, может, и найдут два непредсказуемых политика точки соприкосновения.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать