• четверг, 25 Апреля, 09:09
  • Baku Баку 14°C

Чего добился Тегеран

18 января 2017 | 10:27
Чего добился Тегеран

КОММЕНТАРИЙ
Ровно год назад Иран избавился от большинства наложенных на него мировым сообществом санкций.
Так, США отменили действовавший на протяжении 20 лет запрет на сотрудничество с иранскими компаниями (оставив, правда, торговое эмбарго и добавив через день новый пакет санкций - уже в связи с ракетными испытаниями); ЕС снял ужесточенный в 2010 году запрет на поставки нефти и разрешил финансовые транзакции; ООН отменила все введенные в 2006 году санкции, связанные с ядерной программой.
Чего же добился Тегеран за это время?
За год Иран сумел восстановить нефтяной экспорт, остановить инфляцию и оживить торговлю с зарубежными партнерами. Так, по данным Исследовательской службы Конгресса США, уже в марте 2016 года поставки «черного золота» этой страны в Евросоюз восстановились до досанкционного уровня.
А за месяц до нового финансового цикла к прежнему уровню вернулись поставки основным потребителям иранской нефти в Азии - КНР, Японии, Индии, Южной Корее и Турции. То есть в среднем по данной позиции налицо достижения аж с апреля, причем добыча в мае даже превысила досанкционный уровень и составила 3,8 млн баррелей в сутки. И это не предел, так как министр нефти Ирана Бижан Зангане заявил, что его страна ставит цель повысить до 2021 года объемы добычи до 4,8 млн баррелей нефти в сутки, для чего планируется привлечение порядка $70 млрд.
Сокращение инфляции
Эпоха невменяемого правления Ахмадинежада отрицательно сказалась на всех секторах экономики южных соседей. В частности, более чем наполовину просела национальная валюта риал при галопирующей инфляции на фоне неуверенности и предпринимателей, и населения. В принципе, ничего другого ожидать было нельзя на фоне того, что по всему миру в зарубежных банках на иранских счетах было заморожено около $120 млрд. После отмены санкций счета были разморожены, и Иран получил к ним доступ, а также возможность получать оплату за экспорт в свободно конвертируемой валюте. Кроме того, транснациональные компании получили возможность инвестировать в экономику этой страны.
Впрочем, возможность того, что Вашингтон может ввести ограничения против иностранных финансовых организаций, выполняющих долларовые операции с Ираном, еще сохранялась, и по этой причине, приток инвестиций был незначительным. По этой же причине теократический режим не смог воспользоваться отменой запрета на проведение страховых операций, что необходимо для увеличения объема морских перевозок, поскольку объединение крупнейших страховых компаний базируется в США.
После отмены санкций годовая инфляция в Иране сначала снизилась до 15%, а в июне 2016 года упала ниже 10%. За минувший год в стране было создано 1,5 млн рабочих мест. Однако уровень покупательной способности населения невысок и на его восстановление уйдет от трех до пяти лет.
Череда соглашений
Международный бизнес уже включился в активное освоение открывшегося иранского рынка. Буквально в ноябре был подписан контракт с французским нефтяным гигантом Total объемом $4,8 млрд - первая сделка с момента снятия санкций. Месяц назад американский Boeing заключил десятилетнее соглашение на поставку иранскому национальному авиаперевозчику Iran Air 80 пассажирских самолетов на сумму $16,6 млрд, а европейский авиагигант Airbus заключил с Iran Air контракт на закупку 100 пассажирских самолетов. По оценкам концерна, для модернизации, а также наращивания своего пассажирского флота Ирану необходимо закупить порядка 400-500 судов. Кроме того, Иран и его основной торговый партнер Китай подписали после снятия санкций десятилетний план развития торговых связей до уровня $600 млрд в год.
Однако не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова Видади Мустафаев, возникли новые угрозы режиму:
- Начнем с угрозы ядерной сделки. В ходе предвыборной кампании избранный президент США Дональд Трамп обещал разорвать это соглашение. Правда, оппоненты, да и соратники, призвали к сохранению сделки, так как это не просто соглашения Ирана и США, а достижение ведущих мировых держав. Тем не менее угроза сохраняется - Трамп непредсказуем. По крайней мере, он непредсказуем в своих высказываниях. А каковы будут его действия, покажет время.
Несут угрозу ядерной сделке и грядущие выборы президента Ирана. Внутри страны с минувшего лета наблюдается сдвиг общественного мнения вправо. Первые месяцы после снятия санкций в стране царила всеобщая эйфория, но затем пришло понимание, что не все ограничения убраны, соглашения не заключаются. Это усилило позиции консерваторов, которые блокируют в парламенте принятие законов по либерализации национальной экономики.
Кроме того, смерть экс-президента и одного из отцов Исламской революции 1979 года, председателя Совета по целесообразности, который выступает посредником между Советом стражей конституции и Меджлисом и проверяет законодательные акты на соответствие нормам ислама, лидера реформаторского крыла политического истеблишмента Ирана Али Акбара Хашеми Рафсанджани сильно затруднит планы президента Хасана Роухани, согласовавшего «ядерную сделку».
Дело в том, что буквально за два месяца до своей кончины Рафсанджани в узком кругу принял решение о том, что на предстоящих в мае президентских выборах, реформаторы не будут выставлять какие-то промежуточные кандидатуры, а сосредоточат свои усилия исключительно на поддержке Роухани. Сейчас этот план, скорее всего, будет сорван - в стане реформаторов начнутся раздоры. Иранские либералы - далеко не однородная масса, и противоречия между разными крыльями реформаторов могут быть глубже, чем между консерваторами и реформаторами.
И хотя «уход» Рафсанджани, не смертелен для иранских либералов, тем не менее с учетом грядущих выборов для них это серьезный удар. Они накануне выборов лишилось своего духовного лидера.
Не следует упускать из виду и то, что Рафсанджани был членом Совета экспертов, органа, ответственного за избрание высшего духовного лидера Ирана - Рахбара. Со смертью своего неформального лидера либералы потеряли ключевую фигуру для оказания влияния как на духовную (высшую), так и на светскую (репрезентативную и исполнительную) власть страны.
Теперь неизвестно, сможет ли Роухани, который выставляет свою кандидатуру на второй срок, одержать победу, лишившись протекции своего покровителя. Его проигрыш может означать смену всего руководящего истеблишмента с реформистов на консерваторов, и тогда Тегеран может вновь пойти на обострение отношений с мировым сообществом и перезапуск своей ядерной программы.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать