• пятница, 29 Марта, 19:26
  • Baku Баку 14°C

Турция не уйдет из Междуречья

10 января 2017 | 10:30
Турция не уйдет из Междуречья

МНЕНИЕ
Итак, остался в прошлом широко анонсированный официальный двухдневный визит премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма в Ирак.
На фоне присутствия полутысячного контингента военнослужащих братской страны в военном лагере в районе города Башик (расположен на северо-востоке от Мосула) переговоры приобретали оттенок напряженности, но на то и создан диалог, чтобы навести мосты.
При полной поддержке
Глава Турецкого правительства, понятное дело, не ездил говорить на языке угроз и выпячивать амбиции государства, играющего не последнюю скрипку в ближневосточном оркестре, чему примером является состав сопровождавшей делегации. О резервах взаимоотношений можно судить по тому, что в Багдаде премьера сопровождали министры образования, энергетики и природных ресурсов, экономики, а также таможни и торговли. Да и уровень диалога можно назвать забойным - документально закрепленная договоренность была достигнута на уровне двух ведущих политиков Междуречья в лице президента Фуада Масума и главы парламента Селима Джибури.
Не обошлось и без ведущих религиозных деятелей вкупе с представителями общины туркманов, из-за которых, в частности, турки не могут прийти к общему знаменателю с местными курдами и заокеанскими партнерами. Впрочем, по этому пункту официальная Анкара в выигрыше - и суннитская умма, и близкие по языку туркманы имеют с ней массу точек соприкосновения при полной поддержке со стороны сопредельной страны.
Сглаживая углы
Пожалуй, важнейшей темой обсуждения все же было присутствие турецких военных в Междуречье, хотя, по большому счету, правительство Ирака само несколько лет назад запросило помощь в целях стабилизации военно-политической обстановки. Как известно, ВС Турции используют базу Башика для подготовки бойцов курдских военизированных формирований «пешмерга» в целях борьбы с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ). Тем не менее иракские власти пару лет назад внезапно потребовали их вывода, заявляя, что наличие иностранных войск - «вопиющее нарушение» суверенитета и не внемля при этом логике.
Как бы то ни было, по итогам переговоров иракский премьер-министр Хайдар аль-Абади объявил, что сторонам удалось урегулировать вопрос о выводе турецкого контингента с территории Ирака, из чего некоторые СМИ при заинтересованных игроках поспешили сделать вывод, что военные с минуты на минуту покинут территорию, хотя из турецких заявлений можно было сделать совершенно обратный вывод. Исходя из реалий, можно предположить, что Анкара еще надолго закрепится на упомянутой территории, причиной чего является дестабилизирующий фактор Курдской рабочей партии (КРП), террористы которой время от времени совершают кровавые рейды к границам братской страны.
Есть ли у Ирака, раздираемого многочисленными конфликтами, правительство которого вынуждено законодательно признать у себя курдскую автономию, ресурсы для того, чтобы гарантировать спокойствие близ границ Турции? Ну, а раз нет сил, как говорится, извини - подвинься, у команды Эрдогана найдутся десятки аргументов, готовых заставить террористов «спрятаться в кусты», то есть, за спину условно мирного населения.
Судя по словам пресс-секретаря президента Турции Ибрагима Калына, радикальные сепаратисты пытаются закрепиться на севере Ирака под предлогом защиты курдов-йезидов от боевиков ИГ, а это для них - шанс превращения труднодоступного горного района Синджар во второй Кандиль (тоже север Междуречья), где окопались основные силы КРП. Из одного этого довода можно сделать вывод о том, что Анкара выводить свой военный контингент из Ирака не собирается, поскольку присутствие военнослужащих страны в сопредельных государствах является вынужденной необходимостью. Присутствие турецких инструкторов может кому-то нравиться, кому-то - нет, но в регионе имеют место серьезные успехи по борьбе с террористами ИГ, потому, учитывая данный фактор, стороны смогут решить вопрос «Башика» в дружественной атмосфере и без «публичных наездов».
Для Анкары оступиться в этом вопросе - значит, спровоцировать цепную реакцию окружающих сил, не прощающих слабость ни в чем, особенно с учетом того, что курдские племена «рассыпаны» по всей приграничной территории от Ирана до Греции.
Турецкое присутствие на севере Ирака началось давно, отметил в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава исследовательского Центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу:
- Турецкие войска с 1992 года с разрешения Саддама Хусейна методически осуществляли масштабные операции против КРП. Во время гражданской войны в иракском курдистане Анкара поддержала местную Демократическую партию и ее лидера Масуда Барзани. По Вашингтонскому соглашению 1998 года, положившему конец бойне, турецкие войска должны были осуществлять контроль за перемирием. Так что все законно и в соответствии с международным правом. Кстати, по сообщениям зарубежных СМИ, Турция якобы имеет базу на аэродроме Бамарни, а также две базы на иракской стороне границы: Дарсинки и Кани-Масе, причем все они расположены на территории курдской автономии. Потому потуги Багдада вывести войска с неподконтрольной ему территории кажутся как минимум странными.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать