• пятница, 29 Марта, 18:36
  • Baku Баку 14°C

Поддержка наискосок

07 января 2017 | 11:36
Поддержка наискосок

Еще нет конкретных договоренностей по судьбе официального Дамаска, но Иран, похоже, решил подстраховаться, напомнив Турции, что не намерен сдавать свои позиции.
Официальный представитель МИД этой страны Бахран Гасеми, сыграв на опережение, заявил, что обвинения коллег из Анкары по поводу нарушения режима прекращения огня в Сирии не более чем неконструктивные комментарии, которые могут лишь еще больше усложнить ситуацию и увеличат проблемы вокруг поиска политического урегулирования ближневосточного кризиса.
Все против всех
То, что происходит сегодня в Сирии, началось не весной 2011 года, а даже раньше, чем пришел к власти Башар Асад, чем появилась «Джебхат ан-Нусры» и так называемое «Исламское государство» (ИГ), и что бы ни говорили многие эксперты, тамошний конфликт - отнюдь не чистое противостояние традиционного ислама и радикального или шиитов с суннитами. Да, религия и вправду играет очень важную, но не ключевую роль. Для руководства боевиков это инструмент, чтобы оправдать теракты и прочие зверства. Все это прекрасно понимал отец Башара Хафез Асад, зато не понял он сам.
Арестовав в марте 2011 года подростков города Дераа за то, что те писали на стенах антиправительственные лозунги (местные арабы не выносят власти «неправительных» алевитов), власти навлекли на себя гнев местной вооруженной элиты. Когда состоятельные и авторитетные родители маловозрастных вандалов попросили освободить «детишек», родственники Асада, что у власти, посоветовали им «нарожать других детей». Этим воспользовались «братья-мусульмане», начались протесты, а затем из толпы стрельнули по полиции, раздались ответные выстрелы, после чего митинги перекинулись на Алеппо, Хомс, Хаму, пригороды Дамаска, а также на север страны, где проживали недовольные своим политическим и социальным положением курды. Но самым тревожным знаком стал наметившийся раскол в сирийской армии, оформившийся к началу лета 2011 года, когда командования двух дивизий отказались разгонять мятежников. В итоге дезертиры объявили о создании Свободной сирийской армии (ССА), начавшей ожесточенную борьбу с правительством. Вопрос ее полной комплектации был решен в кратчайшие сроки, причем не без помощи Саудовской Аравии, и прочих стран, возомнивших из себя оплот суннизма.
Тут, естественно, Иран как «оплот» шиитов (кстати, алевитов они почему-то тоже отнесли к этому течению ислама) решил заступиться за правящую семью, так как в противном случае пострадали бы вконец его региональные интересы.
Не дремала и вооруженная оппозиция, подзуживаемая своими заказчиками - на протяжение пяти лет войны она дробилась, объединялась, ее группировки переименовывались, вливались в ряды ИГ, выходили оттуда, меняли логотипы, разбавляли свои ряды иностранцами со всего мира. Многие эксперты в итоге пришли к выводу, что на поверку создан дорогостоящий проект, основная цель которого - запутать даже самых искушенных специалистов и таким образом создать видимость «народного фронта». Вот и получилась война всех против всех, когда непонятно, кто в какой миг может выстрелить в спину вчерашнему «другу и брату».
Взаимные упреки
Впрочем, вернемся к накаляющейся словесной баталии Тегерана и Анкары, у которых под языком наготове тысячи колючек вроде обвинений в поддержке вооруженных группировок, и все это под соусом религиозной нетерпимости (это мусульмане, причем преимущественно тюркский этнос, друг о друге). Турки обвиняют «Хизбаллах», в особенности шиитскую милицию и режим Асада, иранцы - ССА и прочих местных оппозиционеров, а также интернациональных «джентльменов удачи». Так, что если не остановить возрастающее количество нарушений режима прекращения огня, то переговоры, намеченные на 23 января в Астане под эгидой России, Ирана и Турции, могут сорваться. Кстати, ранее десятки повстанческих групп заявили о приостановке подготовки своего участия в мирных переговорах в Астане.
Между тем, председатель комиссии по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана Аладдин Боруджерди встретился в Дамаске с Башаром Асадом, чтобы вновь заявить о поддержке Тегераном действующей власти в Сирии. С самого начала переговорного процесса было ясно, что достигнутое перемирие хрупкое и будет нарушаться. Россия, скорее всего, тоже поняла, что «Восток - дело тонкое» и начала сокращать группировку. В первую очередь убыли в направлении пункта основного базирования (порт Североморск Мурманской области) авианосец «Адмирал Кузнецов», крейсер «Петр Великий» и корабли сопровождения.
Как бы то ни было, по факту опять будет наблюдаться противостояние шиитов и суннитов, так как иного «благовидного» предлога не сыскать, в противном случае придется признать Асада марионеткой. Вновь, к сожалению, схлестнутся друг с другом мусульмане, а пирог достанется (будет поделен на неравные доли) кому-то другому.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать