• суббота, 20 Апреля, 19:07
  • Baku Баку 24°C

Расплата за свободу слова

07 января 2017 | 13:00
Расплата за свободу слова

ДИАСПОРА
Наш собеседник - председатель Голландского общества азербайджано-турецкой культуры Ильхан Ашкын - стал жертвой судебного преследования: полиция передала в суд материалы, собранные на основе иска местных армянских организаций, обозленных его выступлениями против установки памятников в связи с пресловутым «геноцидом армян» и о геноциде подлинном - в азербайджанском городке Ходжалы. 6 декабря состоялось первое заседание суда по этому делу, где принято решение продолжить процесс в марте.
Ильхан Ашкын на протяжении 30 лет живет в Голландии, регулярно доносит до местной общественности правду об армяно-азербайджанском конфликте.
- Прежде чем перейти непосредственно к вашей деятельности в сфере диаспоры, хотелось бы узнать подробнее о судебном преследовании против вас. Каковы обстоятельства этого дела?
- В голландском городе Алмело местным армянским обществом во дворе армянской церкви воздвигнут памятник, связанный с мифическим «геноцидом армян». В связи с этим представители азербайджанской и турецкой диаспор провели совместный митинг протеста. Я выступил на этом митинге и заявил, что армяне оккупировали Карабах и прилегающие районы Азербайджана и что если они добровольно не уйдут, произойдет война и эти земли станут им могилой. Вот за это выражение армянская диаспора подала на меня в суд.
- На первом заседании суд принял решение отложить процесс до 3 марта будущего года. Кто конкретно подал судебный иск и кто, по-вашему, стоит за ними?
- Иск против меня возбудили две организации армянской диаспоры и один гражданин Нидерландов. За ними, несомненно, стоят власти Армении и некоторые нидерландские политические партии.
- Выступая в суде, вы указали на антитурецкие убеждения одного из двух назначенных судом экспертов - Эрика ван Зукера - и выразили сомнения в его объективности. Можно ли добиться замены эксперта?
- Мы отлично знаем, что Эрик ван Зукер недолюбливает турок, более того, является другом армян. В настоящее время замена его невозможна. Если он подготовит доклад, который нас не устроит, тогда мы воспользуемся правом опротестовать его.
- Вы встретились с голландским историком Армандом Сагом, турком по происхождению, который подготовит доклад и представит его суду к 3 марта. По-видимому, это будет экспертный доклад по истории армяно-турецких отношений. Можно ли надеяться, что он будет принят во внимание?
- Естественно, Сагу были заданы те же вопросы, что и Зукеру. Если мы сумеем представить суду достоверные сведения об исторических событиях, то суду останется только принять их. Наша главная задача - информировать суд об эксцессах и погромах, учиненных в прошлом армянами.
- В социальных сетях попадаются высказывания о том, что на этом суде ни азербайджанцы, ни турки не оказали вам нужной поддержки.
- К сожалению, на суде присутствовали лишь двое сотрудников азербайджанского посольства и несколько рядовых граждан. Я очень хотел бы, чтобы в зале присутствовали и представители азербайджанской диаспоры в Нидерландах, но они так и не появились. Спасибо хоть руководителям турецких обществ и тем частным лицам, которые пришли на суд. Будем надеяться, что на втором заседании картина изменится.
- Вы 30 лет живете в Голландии, и вам грозит тюрьма только за то, что вы высказали свое частное мнение относительно памятника. Это ли европейская демократия, так ли там уважают свободу слова?
- Вот уже 30 лет мы сталкиваемся в Европе с двойными стандартами. Европейская демократия только для самих европейцев, а тем, кто их не устраивает, на демократию рассчитывать не приходится. Фактически Европа лучше нас с вами разбирается, что к чему, но сказать не может, поэтому говорить об этом приходится нам. Мы говорим, глядя им в глаза. Незачем тут ждать милосердия.
- Какова обстановка вокруг вас после суда - есть ли угрозы вам лично?
- Да, со скрытых номеров стали поступать звонки с оскорблениями и угрозами. Это будет продолжаться. Я уже подал жалобу в полицию и сам стараюсь в меру своих сил принять меры предосторожности.
- Вы заявили недавно, что вследствие происков армянской диаспоры сталкиваетесь с трудностями материального и морального порядка, приостановлена государственная помощь возглавляемой вами организации, вам отказались даже вручить медаль голландского королевства.
- Два года назад за выражение, употребленное в речи на митинге протеста против того памятника, правительство прекратило финансовую поддержку нашего общества. Организация испытывает серьезные материальные трудности, а в таком состоянии, естественно, неизбежен морально-психологический упадок. Вы верно отметили, что в этом году за 30-летнюю активную общественную и благотворительную деятельность я должен был быть награжден королевской медалью, но после жалобы, поданной армянами, мы получили письмо, в котором говорится: «К сожалению, вы недостойны этой медали». Причину не указали, и только потом выяснилось, что они просто не хотели обидеть армян. Но не беда, в этом году я получил самую ценную и дорогую награду - от нашего уважаемого Президента Ильхама Алиева - медаль «Терегги». Эта награда для меня превыше всех остальных.
- Где вы работаете и каково отношение к вам на работе?
- Несколько лет назад я работал в одной компании. Потом к нам пришел новичок, у которого оказался друг-армянин. Я не смог найти с ним общий язык, спустя время пришлось уйти. Сейчас я на пенсии, не работаю.
- В чем, на ваш взгляд, причина такого рода случаев - в слабости азербайджанской (и турецкой) диаспоры или же предвзятом отношении к вам?
- Схожая обстановка во всей Европе - каждый старается что-то сделать, но силы и возможности небеспредельны. Как мы можем быть сильными, если каждый желающий открывает общество, но сотрудничать с остальной диаспорой не желает? Организации и общества растут как грибы после дождя, и интересно, что этот количественный рост словно кому-то на руку. Фактически речь идет о расколе, и государство видит, что мы раздроблены, разрознены, а раз так, то нас не воспринимают всерьез и материальную помощь не хотят оказывать.
- Расскажите о совместной деятельности азербайджанской и турецкой диаспор Голландии.
- Азербайджанцы и турки действуют сообща на всех уровнях. Наши турецкие братья ни в чем не оставляют нас своей помощью. На всех митингах, форумах они плечом к плечу с нами. Азербайджанцы и турки - одна нация, и турки глубоко осознают эту истину. Во всех городах действуют наши общества, которые активно действуют в интересах и Азербайджана, и Турции.
- Вы не раз заявляли об агрессии Армении против Азербайджана. Каково отношение к этому конфликту в политических кругах Нидерландов?
- Должен заметить, что у армянской диаспоры руки длиннее, чем у нас. Они традиционно отличаются умением налаживать тесные связи с политическими и религиозными кругами страны, в которой живут, и таким образом проводят свою линию. Кроме того, нельзя забывать и фактор христианской солидарности. Мы же озвучиваем тему армянской агрессии на митингах, различных семинарах, конференциях, публикуем сообщения в прессе, выступаем по телевидению. Все это оказывает определенное воздействие на общественное мнение. Это мы ощущаем во время встреч с официальными лицами.
- Нидерланды относятся к тем странам, которые оказывают помощь «Курдской рабочей партии» - сепаратистской организации в Турции. Выражаете ли вы протест против подобной политики?
- Действительно, Нидерланды и ряд других европейских стран поддерживают курдских сепаратистов. Это делается сугубо из политических соображений, но ни в коем случае не из каких-то симпатий к курдам. Цель указанных стран - не допустить усиления Турции. Мы же заявляем, что эта организация не представляет курдский народ и не имеет права выступать от его имени.
Тельман МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать