• пятница, 29 Марта, 05:36
  • Baku Баку 7°C

«Судья» отмечает юбилей

28 декабря 2016 | 08:00
«Судья» отмечает юбилей

КИНОЛЕТОПИСЬ
Сегодня, 28 декабря 2016 года, исполняется полвека со дня премьеры документального фильма «Судья» о выдающемся арбитре международной категории по футболу Тофике Бахрамове. Событие памятно не только тем, что фильм-портрет вышел на экраны ТВ. Премьера азербайджанского фильма впервые состоялась на Центральном телевидении в Москве и стала событием для всей страны.
И, как это обычно бывает, у удивительной истории с появлением на свет документальной ленты оказалась довольно любопытная закадровая завязка с кульминацией и развязкой. Все началось в Баку в начале 1966 года, когда в довольно хрестоматийной рабочей среде телевизионный фильм «Судья» был запущен в производство Комитетом по телерадиовещания при Совете министров Азербайджанской ССР. Повод, заставивший документалистов обратить внимание на азербайджанского рефери, был более чем убедительный.
Тофик Бахрамов по итогам футбольного сезона 1965 года был номинирован званием «Лучший судья сезона». Федерация футбола СССР представила его и российского арбитра Юрия Бочарова, а они оба уже были судьями международной категории, в ФИФА в качестве кандидатов на судейство матчей чемпионата мира в Англии.
В те годы планы производства телевизионных документальных фильмов союзных республик утверждались в Москве. Из Центра осуществлялось также производственное финансирование утвержденных сценариев новых работ.
Как только руководство Гостелерадио СССР включило заявленную тему в утвержденный план, фильм «Судья» был запущен в производство. Автор и режиссер картины, заслуженный деятель искусств Азербайджана Октай Бабазаде помнит историю рождения экранной работы в мельчайших деталях.
По инициативе съемочной группы Азгостелерадио обратилось к тогдашнему председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину с просьбой аккредитовать творческую бригаду на чемпионате мира в Лондоне. По тем временам это было немыслимо смелое обращение, и вероятность реализуемости намерения в силу закрытости страны представлялась проблематичной, хотя и выглядела вполне уместной. Невзирая на это, всесильный Лапин воспринял инициативу вполне дельно, наложив положительную резолюцию.
Обращение поступило заведующему спортивным отелом Центрального телевидения Георгию Саркисянцу. Тот позитивно исполнил поручение, сформировав состав командируемых в Лондон, в который азербайджанская бригада, естественно, не вошла. Однако то был не последний сюрприз завотделом спорта азербайджанским коллегам. О последующем его организационном подвиге будет сказано чуть позже.
За сутки до финала, 29 июля 1966 года, - рассказывает Октай Бабазаде, - ФИФА объявила судейскую бригаду на финальный матч между сборными Англии и Германии, и в ней, как известно, оказался Тофик Бахрамов. Неожиданный поворот в профессиональной карьере азербайджанского рефери кардинально изменил структуру момента. «Использованные в материале решения, - говорит Октай муаллим, - автоматически потеряли актуальность, ибо появилась интрига, которой нельзя было пренебречь. Всем стало очевидно, что без фрагмента финала с участием героя фильм окажется выхолощенным. И решено было повременить с премьерой. И, как показал день финала, стоило того, чтобы дождаться главного события в судейской эпопее Тофика Бахрамова».
О.Бабазаде пришлось срочно вылететь в Москву для получения изобразительного материала о кульминационном моменте финала, когда азербайджанский арбитр засчитал спорный гол, как впоследствии оказалось - совершенно справедливо, в пользу хозяев первенства.
Чемпионат завершился. По запросу из Москвы ФИФА направила бандероль с хроникой финального матча на Центральное телевидение СССР. Было принято решение предоставить изобразительный материал азербайджанским кинематографистам. Но и тут небезызвестный завотделом спорта ЦТ Г.Саркисянц учудил, заявив, что не располагает бандеролью из ФИФА с кадрами финала.
Только вмешательство высшего руководства Гостелерадио СССР позволило выйти на след таинственным образом исчезнувшей пленки. Хроника нашлась не где-нибудь, а в ящике стола того самого Саркисянца, причуды которого обнажили его бесполое отношение к нуждам азербайджанских коллег.
Трудности на пути завершения картины на этом не исчерпались. Время торопило, надо было успеть завершить производство до конца года.
Предстояло полученную из ФИФА 16-миллиметровую пленку перевести на формат 35-миллиметровой негативной пленки, как того требовали технические каноны, и на то требовались недели.
«Если бы не Роман Кармен, легенда советского документального кино, народный артист СССР, мы бы не успели, - вспоминает Октай Бабазаде. - Именно благодаря его помощи в Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) удалось добиться технического исполнения необходимых процедур, минуя длинную очередность.
Получив так называемый рабочий позитив ленты, пришлось заново монтировать материал, а это фактически был уже новый фильм с переделанными трактами шумовых эффектов, музыки и изобразительного ряда.
Текст картины начитал легендарный спортивный комментатор Николай Озеров, и его сакраментальные слова «Внимание! Внимание! Говорит и показывает Лондон…» стали своеобразными позывными фильма.
К утру 27 декабря напечатали эталонную копию материала и фильм дошел до заветной черты. 28 декабря он вышел на экран. А в апреле 1967 года на кино-телефестивале «Прометей-67» лента получила приз «За лучший документальный фильм», а автор удостоился диплома «За творческий поиск». «Это была первая победа в истории кинематографии и телевидения Азербайджана», - с гордостью вспоминает сегодня Октай Бабазаде.
- В рамках одного проекта ваши пути сошлись со знаковыми фигурами той эпохи - Романом Карменом, Николаем Озеровым, другими столпами теле- и киноискусства, эти связи благотворно должны были сказаться на росте творческого мастерства, не так ли?!
- Безусловно. Наряду с ними участие в наших стараниях приняли не менее блистательные таланты - Вилен Егоров, который был тогда главным редактором пропаганды Центрального телевидения, яркие спортивные комментаторы Ян Спарре, Сергей Каноныхин, другие экранные личности. Это были живые легенды, которые всегда делились опытом, принимали участие в реализации наших планов. Роман Кармен вообще называл нас «своими земляками», давая понять, что любит Азербайджан и всегда открыт к взаимодействию.
- Москва была признанным оплотом кино- и телеискусства, и многие азербайджанские кадры творчески оперились именно на ЦТ, в московских студиях и профильных вузах. Как вы оцениваете нынешние возможности творческого взаимодействия?
- Москва была и остается одним из мировых центров киноискусства, телевизионного мастерства, где рождаются мейнстримы. Не случайно наши посланцы постигают премудрости кино, театрального искусства в престижных российских вузах. Связи, у истоков которых стояли представители старшего поколения, - не тот материал, которым разбрасываются. Меня радует, что в нашей сфере понятие «преемственность» имеет мощную корневую систему, и нынешние поколения пользуются благами наработанных отношений.
- Вы являетесь профессором кафедры кино и телевидения Азербайджанского государственного университета культуры и искусств, и какое место отводится в учебно-творческих планах связям с российскими коллегами?
- По решению нашего руководства это один из приоритетов в контексте вопроса качественной подготовки кадров. У нас часто бывают с лекциями признанные мастера из Российского государственного института кинематографии имени Герасимова, других престижных вузов. Не так давно нашим гостем был Никита Михалков, и мы вместе со студентами имели удовольствие свободно обменяться взглядами, поделиться мнениями относительно нынешнего состояния российского кино.
К нам приезжали телевизионщики из Новосибирска, которые также представили собственные профессиональные наработки, поделились опытом повышения квалификации в телеиндустрии.
Для нашей сферы, очень динамично развивающейся и не имеющей фиксированных границ мастерства, вузовское воспитание - полдела. Есть еще и послевузовская подготовка, смысл и значение которой трудно переоценить. В этом сегменте российским вузам опыта и профессионализма не занимать. По этой части нам необходимо настойчиво расширять контуры сотрудничества, чтобы посланцы Азербайджана имели возможность дообучаться в Москве, Санкт-Петербурге…
- Можно ли сказать, что мы все - последователи одной школы?
- Полагаю, что да, мы долго шли вместе, поныне развиваем взаимодействие и быстро находим общий язык. Искусство, кино, театр, живопись, другие творческие направления формируют живую атмосферу художественного мышления, и хорошо, когда эта среда многообразная. Российская творческая среда всегда была открыта для контактов, таковой остается и сегодня, охотно принимает в свое лоно желающих, друзей и коллег.
Тофик АББАСОВ
На фото: Игроки сборной ФРГ пытаются переубедить Тофика Бахрамова
banner

Советуем почитать