• пятница, 19 Апреля, 07:53

Линия жизни Муртузы Нагиева

25 декабря 2016 | 12:11
Линия жизни Муртузы Нагиева

ПАМЯТЬ
Академик Муртуза Фатулла оглу Нагиев - один из известных ученых, внесших огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки, автор фундаментальных работ по химии и химической технологии, создатель теории рециркуляции. Выдающийся химик-технолог, всесторонне талантливый человек, организатор науки, наставник молодежи еще при жизни был удостоен высоких званий и регалий. Одно из них - Герой Социалистического Труда.
Академик Нагиев работал в сфере исследований, касающихся всех сторон химического процесса: изучение механизмов и скоростей химических реакций, их термодинамических характеристик, оптимальных условий для наилучшей реализации процесса в производстве с минимальными затратами, проблемы математического моделирования и оптимизации, изучение устойчивой работы химических реакторов, вопросов тепло- и массопередачи и многих-многих других. Результатом всех этих исследований явились оригинальные труды, составившие ценное научное наследие для будущих поколений, а Институту теоретических проблем химической технологии АН Азербайджанской ССР было присвоено его имя.
Символ бессмертия
Муртуза Фатуллаевич был не только ученым химиком-технологом - в какой-то степени еще и философом, размышляющим о развитии общества, месте и роли человека в нем, о многих других философских категориях. Размышляя над всем этим, он написал книгу «Уроки научно-технической революции и необходимость гармонического развития всех областей цивилизации». Впервые этот труд целиком опубликован в книге, посвященной его 100-летнему юбилею, - «Академик Муртуза Нагиев. Линия жизни - поиск философского камня».
Известно, что алхимики-философы были одержимы поиском «философского камня», идеей превращения простых металлов в самый «совершенный металл» - золото, которое они считали символом бессмертия. Проводя соответствующую аналогию, его биографы, последователи и коллеги в аллегорическом истолковании связывают научную деятельность выдающегося ученого с одержимостью алхимиков - он так же стремился создать теорию, которая была бы способна привести к «совершенству» химико-технологические системы любой сложности. В своем творчестве, убеждены они, Нагиев нашел такой «камень» - он создал такие принципы, выдвинул такие теоретические положения в химии и химической технологии, которые явились поворотом от традиционных взглядов на химический процесс к новейшим, нетрадиционным (неклассическим). Развивая эти принципы, ученый впервые осуществил целостный подход к исследованию и разработке сложных химико-технологических систем на основе созданной им теории в виде «Учения о рециркуляционных процессах в химической технологии» и «Химической рециркуляции».
Теория рециркуляции и заложенные в ней принципы требуют нового осмысления протекания химических реакций, нового подхода к их осуществлению. Эксперты утверждают, что в этом вопросе академик всегда шел впереди своего времени, он был одним из немногих ученых в республике, да и во всем бывшем Советском Союзе, кто систематически разрабатывал фундаментальные основы теории химической технологии, развивал ее, создавая новые направления.
Своим научным творчеством он охватил широкий круг проблем химии и химической технологии - от механизма и кинетики химических реакций до моделирования и оптимизации крупных химико-технологических комплексов. А по словам действительного члена АН СССР, автора более тысячи научных публикаций, члена Международной академии по истории науки Бонифатия Кедрова, особый интерес в наследии азербайджанского ученого представляет его теория рециркуляции, на примере которой освещены моменты вторжения в химию и химическую технологию физических знаний, создающих такую ситуацию, которая характеризуется отчетливо выраженным диалектическим отрицанием ряда классических принципов химии.
Начало пути
Весь жизненный путь академика - яркое, беззаветное служение науке, а его биография - жизненный путь большого труженика науки.
Муртуза Нагиев родился в 1908 году в бедной семье в небольшом городке на юге Азербайджана - Сараб. В восемь лет он лишился отца, и ему с 11 лет пришлось приобщиться к трудовой деятельности. Впервые вкус к учебе он ощутил, работая помощником слесаря на машиностроительном заводе имени Лейтенанта Шмидта, куда пришел в 1921-м. Здесь через два года юноша окончил курсы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), повысив рабочую квалификацию, еще через три - поступил на рабфак при Азербайджанском государственном университете, который окончил с прекрасным отзывом от деканата факультета. Чтобы продолжить образование, будущий академик едет в Москву и становится студентом сразу двух вузов - МВТУ и Горной академии (ныне Институт нефти и газа им.И.М.Губкина).
Однако завершить образование в Москве не удается: из-за болезни матери пришлось вернуться в Баку. Став студентом Азербайджанского индустриального института (АзИИ), он делает первые шаги в науке, а по окончании его получает направление на Бакинский крекинг-завод имени Вано Стуруа, где за довольно короткий срок, буквально в течение трех лет, проходит все ступени инженерной деятельности, работая сначала заместителем начальника цеха, затем - инженером-конструктором и главным инженером завода.
В 1938 году молодого специалиста направляют в Научно-исследовательский институт по переработке нефти (АзНИИ НП), через два года он защищает кандидатскую диссертацию на тему «Исследование выходов бензина при крекинге с рециркуляцией» и в том же году становится доцентом кафедры нефтезаводской механики в АзИИ им.М.Азизбекова, где читает курсы технологии крекинга и расчета процессов и аппаратов. В 1941 году, обобщив накопленный материал, публикует свою первую монографию - «Технология крекинга и расчет аппаратуры». Через год становится старшим научным сотрудником в Азербайджанском филиале АН СССР (АзФАН), преобразованном в 1945 году в АН Азербайджана. Здесь он проводит многочисленные исследования различных процессов химической технологии. Результаты некоторых из них вошли в книгу «Современное состояние химии и технологии авиационных топлив», написанную в соавторстве с Ю.Г.Мамедалиевым.
В 1944 году он уже защищает докторскую диссертацию на тему «Исследование основных вопросов технологии и кинетики крекинг-процесса» и получает ученую степень доктора технических наук, а в 1945-м - ученое звание профессора, через два года становится директором Института нефти, которым руководит в течение 10 лет. В 1952 году М.Ф.Нагиев избирается действительным членом Академии наук Азербайджана, где впоследствии занимает ряд ответственных должностей - академика-секретаря отделений, вице-президента и академика-секретаря академии.
С 1959 по 1962 гг. он - директор Института нефтехимических процессов, а с 1965 года и до конца жизни возглавляет созданный им Институт теоретических проблем химической технологии АН АзССР.
В соавторстве с Мамедалиевым
Начало исследовательской работы Муртузы Нагиева относится к его студенческим годам. В 1933-м в газете «За нефтяную технику» - органе объединения «Азнефть» и Комитета союза нефтяников - была опубликована статья «Стране нужен бензин антидетонирующих качеств», в которой автор предлагал получать бензин по разработанном им методу. В 1934 году на это изобретение М.Ф.Нагиев получает авторское свидетельство. В те же годы в журнале «Азербайджанское нефтяное хозяйство» напечатаны первые научные статьи, посвященные развитию методов расчета отдельных элементов нефтеперерабатывающих установок - инжекторов и эжекторов.
Стремясь проникнуть в суть химических процессов, он берется за изучение кинетики (учение о скоростях химических реакций) - основы разработки любого химико-технологического процесса. В связи с этим он подготавливает докторскую диссертацию «Исследование основных вопросов технологии и кинетики крекинг-процесса». Продолжая работать в области химической кинетики, Нагиев разрабатывает теоретические принципы приложения кинетических зависимостей к расчету промышленных реакторов и посвящает им монографию «Основы химической кинетики промышленных систем», изданную в 1950 году, которая очень быстро превратилась в библиографическую редкость.
В эти же годы он пишет «Термодинамические расчеты процессов переработки нефти и данные по свойствам химических соединений». Книга напечатана в Ленинграде в 1950 году, в ней изложены основные элементы химической термодинамики. Кроме того, ученый также пишет книгу «Чудесное вещество» (Основные понятия о нефти и нефтехимическом синтезе), изданную в 1956-м.
Рассматривая технологическую систему как единое целое, академик придавал большое значение рациональному использованию как материальных, так и тепловых ресурсов. Еще в 1950-е годы он начал исследования по теплопередаче и предложил новые конструкции теплообменников. В результате развития работ в этой области в 1960 году им был создан метод оптимального использования систем теплообменных аппаратов.
Филадельфия: конгресс по катализу
С оригинальными научными трудами Нагиева были хорошо знакомы ученые Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Ярославля, Киева и других городов, которые славились мощными коллективами химиков-технологов, куда его приглашали на многочисленные конференции. Его имя быстро приобретало и мировую известность. В 1956 году, когда еще не так просто было выехать из страны, он, как авторитетный ученый, едет на Международный конгресс по катализу, состоявшийся в Филадельфии. Исследования, результаты которых Муртуза Фатуллаевич опубликовал в 1939 году, наряду со многими другими продолжает развивать систематически на протяжении почти 20 лет. За это время они оформились в самостоятельную дисциплину, новый раздел теории химической технологии со своими принципами, законами, положениями. И по этим исследованиям академик впервые выступил с докладом за рубежом, познакомив участников конгресса с новой, созданной им теорией.
Доклад вызвал большой интерес научной общественности США и был напечатан в престижном журнале «Кемикл инженеринг прогресс». Эти же исследования составили содержание монографии «Учение о рециркуляционных процессах в химической технологии», изданной в Москве в 1958 году. Это была первая в мировой научной литературе монография по рециркуляции. Значимостью теоретических положений и оригинальностью подходов она привлекла внимание зарубежных ученых и в 1964 году была опубликована на английском языке в Лондоне издательством «Пергамон Пресс». Положения созданного Нагиевым учения, в частности - моделирование химико-технологических объектов и системный подход к их изучению, вовлекли в начале 1960-х годов в число исследователей рециркуляционных процессов многих ученых из разных стран, которые признали приоритет азербайджанского ученого в этих областях.
В 1960-е годы, когда с развитием химической индустрии все большее значение приобретают вопросы интенсификации химических производств, Нагиев выступает с предложением о создании института, который помог бы ускорить их решение. База для организации такого научного учреждения уже существовала в основном в виде многочисленных трудов академика и руководимых им лабораторий и отделов. Предложение одобрили, и в 1965 году в составе АН Азербайджана был организован Институт теоретических проблем химической технологии, единственный в то время в Советском Союзе институт такого профиля. Директором его был назначен М.Ф.Нагиев, тогда уже выдающийся ученый, которому было под силу решение самых сложных актуальных задач.
Сплав ума и темперамента
Его научная деятельность в эти годы отмечена не только дальнейшим развитием проведенных ранее исследований, но и созданием новых методов, принципов, подходов, широких теоретических обобщений. Одним из них является методологический подход к исследованию, моделированию и оптимизации сложных технологических систем - так называемая глобальная оптимизация на основе единой математической модели. Однако этот метод был преждевременным. Уровень вычислительной техники не позволял решать задачи глобальной оптимизации. В поисках их решения ученый разрабатывает более доступный для осуществления метод трехуровневой оптимизации, проводящейся в три последовательных этапа, но подчиненных одной глобальной цели. Нагиев показал, что можно увеличить достигнутую оптимальность, нашел условия повышения эффективности процесса - воздействие на него рециркуляционными параметрами. К 1970-м годам он обобщает накопленный материал, облекает его в новые принципы, постулаты, теоремы.
Эти обобщения нашли отражение в подготовленных им к печати в период 1970-1975 гг. и изданных в Москве издательством «Наука» одна за другой монографиях «Теория рециркуляции и повышение оптимальности химических процессов», «Этюды о химических системах с обратной связью» и как итог главных трудов - исследований рециркуляционных процессов - монографии «Химическая рециркуляция», изданной в 1978 году. В ней сформулированы основные принципы, законы, теоремы, методы созданной им теории рециркуляции.
Основным положением, сформулированным ученым, явился обобщающий принцип супероптимальности, который предполагает проведение химического процесса в условиях, обеспечивающих достижение максимальной производительности реактора и сведение к минимуму образование отходов. Реализация его на практике означает создание безотходного производства с интенсивно работающим не громоздким оборудованием, т.е. ресурсосберегающего экологически чистого производства. Он также выдвигает и новый постулат о начальных условиях проведения химического процесса и новый подход к выбору катализатора. В Институте нефти АН АзССР академик проводит исследования, в результате которых пишет книгу «Переработка нефтяных остатков и использование ее продуктов».
По воспоминаниям академика Тогрула Шахтахтинского, обладая уже собственным опытом видения и оценок, коллеги поражались необычной черте, связанной с нагиевским ощущением перспективы и научных проблем. Понимание нового в Муртузе Фатуллаевиче сочеталось с темпераментом борца, который обычно проявляется у молодых людей, что, собственно, и делает их локомотивом прогресса. И это качество он пронес через всю свою жизнь, оно не ослабло даже в последние годы его жизни, когда, казалось, болезнь могла бы сломить его волю. «Но что изумляет, - пишет академик Шахтахтинский, - чем больше покидали его физические силы, тем рьянее он работал, с присущей ему ясностью ума. Эта необычная черта - сплав ума и темперамента борца - нас всегда поражала и вызывала глубокую симпатию и уважение. Ему абсолютно чуждо было чувство старого человека, которому хочется спокойно и безмятежно жить, и это определяло его облик художника-творца и замечательного, прогрессивного человека».
Галия АЛИЕВА
На фото: С учениками и коллегами. 1974 г.
На фото: Конгресс по катализу. Филадельфия (США), 1956 г.
На фото: В кругу сотрудников Академии наук Индии