• четверг, 28 Марта, 16:26
  • Baku Баку 16°C

Не прошло, однако

16 декабря 2016 | 12:38
Не прошло, однако

СИТУАЦИЯ
Как мы уже писали, в первом чтении проект закона «О компенсации ущерба, причиненного здоровью или жизни военнослужащих во время защиты РА», называемого в народе законом о 1000 драмов, армянские парламентарии не приняли. Во втором чтении, несмотря на просьбу министра обороны к противникам законопроекта воздержаться при голосовании или вовсе не принимать в нем участия, трое депутатов - «наследница» Заруи Постанджян и конгрессовцы Левон Зурабян и Арам Манукян - проголосовали против.
Казалось бы, по данному проекту было сказано все, что можно сказать в ходе трехдневного обсуждения в первом чтении. Однако депутатам, как выяснилось, этого оказалось мало: все-таки выборы на носу. Обсуждение во втором чтении продлилось хоть и один день, но не менее бурно, чем прежде. Дело дошло до словесной перепалки между скандальными Заруи Постанджян и Николом Пашиняном. Поразмялись в перепалке конгрессовцы с республиканцами. А министр обороны Виген Саркисян, обратившись к Постанджян, заявил: «Мой армянский не позволяет правильно вам ответить, не использовав нецензурные выражения, а сделать последнее не позволяет воспитание».
Такого отношения «наследница» удостоилась из-за своего выступления, в котором сам проект назвала «чудовищным, способствующим грабежу в предвыборный период в угоду Сержу Саргсяну», а должностных лиц и самого министра обвинила в коррумпированности. «Это позор, а не проявление единства, как раз наоборот, нужно голосовать против, это принципиальный вопрос», - заявила она. Собственно говоря, Постанджян выдала всю правду как есть, потому это и вывело Вигена из себя.
Ко второму чтению в сопутствующие основному проекту законы было внесено немало изменений, касающихся технических вопросов по управлению фондом. Министр настоял на сохранении обязательного принципа, поскольку «таким образом создается возможность для каждого гражданина реализовать более централизованно, организованно и в правовой форме ту волю, которая была проявлена в апреле». Предполагается, что фонд соберет 4,5 млрд драмов - это минимум, который обеспечат обязательные выплаты. Вместе с тем сумму фонда можно увеличить посредством дополнительных добровольных взносов.
Что касается предложенного некоторыми депутатами принципа добровольности, министр отметил, что в этой связи был детально изучен опыт фонда «Мартик», которому на добровольной основе удалось собрать около 1,2 млн долларов, а число сделавших пожертвования добровольцев не превысило 7 тысяч человек. Опыт фонда «Мартик» достаточно удручающий, отметил Саркисян, тем самым настаивая не на добровольности, а на обязательном характере взносов. Это лишний раз доказывает, что народ категорически не желает отдавать свои деньги непонятно кому и непонятно за что.
«Непонятно, почему средства этого фонда хранятся руководителем этого фонда - так называемым вице-премьером так называемой «НКР» в банках при условии, что военнослужащим, ставшим инвалидами в результате апрельских событий, нужна серьезная помощь, - возмутилась руководитель фракции ППА («Процветающая Армения») Наира Зограбян, добавив, что знает о фактах, когда раненные в апреле все еще ждут помощи. - Несмотря на то, что ППА проект одобряет, вопрос доверия к исполнителям остается нерешенным. Речь не о доверии к фонду или министру, речь о том, что даже в случае самой высокой гарантированности фонда от рисков, если нет доверия к властям, то любая инициатива изначально обречена на недоверие».
Секретарь фракции АНК (Армянский национальный конгресс) Арам Манукян считает проект о 1000 драмов лишенным достоинства шагом. Он ссылался на мнения избирателей, которые в большинстве своем против метода реализации этого закона. На возмущение депутата министр ответил крайне бездарно, вызвав смех присуствующих. Виген сказал, что в Армении давно нет вопроса, вокруг которого был бы 100-процентный консенсус. Грант Багратян поддержал секретаря своей фракции, заявив, что считает закон неправильным: «Вы будете меня, человека, который видел жестокие военные 90-е годы, учить национальному единству. Вы не имеете на это права».
Что удивительно, проект поддержал один из самых скандальных депутатов, Никол Пашинян. Последний политический проект Кремля, находящийся под особым покровительством прокуратора Самвела Карапетяна, заявил, что этим проектом «страна получает шанс институционального решения проблемы». По его словам, данное обсуждение проходит на фоне тяжелой ситуации, в которой находятся семьи погибших или ставших инвалидами военнослужащих, на фоне сбора средств десятками фондов и отдельными личностями. Но эта помощь нередко лучше отражается на социальном положении сборщиков средств, чем самих адресатов. Убедительный контраргумент, что «власть занимается грабежом и коррупцией», Пашинян разделяет, но приводит свой контраргумент: «от того, что этот закон не будет принят, власть не перестанет быть коррумпированной».
Семья погибшего военнослужащего не должна надеяться на благотворителя или кого-то еще, кроме государства, сказал, как отрезал, Пашинян: «Эти 1000 драмов мы даем не власти, а семьям военнослужащих».
Позиция коллеги вывела из себя Заруи Постанджян, которая, прервав Пашиняна, начала кричать: «Врешь, ты прекрасно понимаешь, куда пойдут эти деньги, мы эти деньги отдаем властям, а не солдатам. Ты не можешь, нельзя так говорить...» Но поскольку Пашинян получил четкие инструкции от Самвела Карапетяна, он до конца защищал проект и в этом ему активно помогал главный адепт Саргсяна, вице-спикер Эдуард Шармазанов.
Не помогло и то, что в своей заключительной речи министр обороны Виген Саркисян заверил, что закон будет полноценно исполняться. «Как политическое должностное лицо, как политический деятель на чашу весов полноценного действия этого закона я ставлю свою политическую биографию, свое будущее», - заключил Виген Саркисян.
Увы, не помогут Саркисяну пропитанные лживым пафосом слова. Какое может быть будущее у министра, когда под большим сомнением будущее всей страны.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать