• четверг, 28 Марта, 19:54
  • Baku Баку 13°C

Выборы без выбора

03 декабря 2016 | 15:02
Выборы без выбора

Узбекистан готов к проведению президентских выборов, сообщил накануне секретарь Центральной избирательной комиссии Суярджон Курбанкулов, напомнив, что в стране уже работают полноценная миссия ОБСЕ, миссия наблюдателей от СНГ, ШОС, Организации исламского сотрудничества и Всемирной организации избирательных органов. За выборами будут следить около 600 международных наблюдателей.
Президентские выборы в Узбекистане назначены на 4 декабря. Официально за главный пост состязаются четыре кандидата. Правящая Либерально-демократическая партия Узбекистана (ЛДПУ) выдвинула кандидатом действующего и.о.главы государства Шавката Мирзиеева, Национально-демократическая партия «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») - заместителя спикера законодательной (нижней) палаты парламента Сарвара Отамуродова, Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ) и Социал-демократическая партия «Адолат» («Справедливость») - своих лидеров Хотамжона Кетмонова и Наримона Умарова.
Таким образом, все четыре политические партии, официально действующие в Узбекистане, зарегистрировали своих кандидатов для участия в выборах.
Ставленник правящих сил Мирзиеев заявил о намерении продолжить курс Ислама Каримова. Премьер предлагает сохранить внеблоковый статус страны, а также не допустить размещения на ее территории иностранных военных баз и пребывания военнослужащих за ее пределами. Как и Каримов, он выступает за развитие отношений со странами СНГ, в первую очередь с Россией. На встрече с президентом Путиным в Самарканде Мирзиеев отметил, что для Узбекистана взаимоотношения с Россией «были, есть и будут стратегическим партнерством, союзничеством».
В то же время премьер занялся «перезагрузкой» отношений с соседями по региону и стал активно решать накопившиеся острые и болезненные вопросы: обустройство границ Узбекистана с Кыргызстаном, а также водно-энергетические споры с Таджикистаном.
Для решения социально-экономических проблем внутри страны Мирзиеев уже подписал десяток указов и постановлений, вносящих изменения в решения первого президента Узбекистана. Мирзиеев выступил за принятие закона о противодействии коррупции, предложил либерализировать валютный рынок, объявил амнистию для предпринимателей, привлекая в ряды своих сторонников часть местного бизнеса, нередко выражающего недовольство чрезмерным «прессом» со стороны правоохранительных структур.
Два других кандидата - Хатамжон Кетмонов (НДПУ) и Наримон Умаров («Адолат») - уже участвовали в предыдущих выборах главы Узбекистана в марте 2015 года, каждый набрал менее 3% голосов. В нынешней избирательной кампании они выступают практически под теми же лозунгами.
Дебютант президентской кампании, вице-спикер Олий Маджилиса Отамуродов акцентирует внимание на защите истории Узбекистана от фальсификаций, запрете ГМО, а также полноценном внедрении узбекского алфавита, основанного на латинской графике.
Зная об уже глубоко укоренившейся традиции несменяемости верховной власти в Узбекистане, большинство полит­экспертов однозначно склоняются к тому, что именно Шавкат Мирзиеев, как фигура компромиссная для всех силовых центров страны, и займет кресло президента.
Своим видением предвыборной ситуации в республике с газетой «Каспiй» поделился известный ташкентский журналист, руководитель сетевого портала Asia Terra Алексей Волосевич:
- Никаких сомнений в том, что выберут Мирзиеева, нет, так как нет самих выборов - есть только процедура его формального воцарения. Потому что все остается прежним - законодательство, подстроенное под выборы одного человека, Ислама Каримова. Всем руководит ЦИК, он же подсчитывает голоса, а посторонние лица к этому процессу не допускаются. Поэтому даже если 100% граждан проголосует за другого кандидата, их бюллетени окажутся на мусорке, а народу будет объявлено, что победил кандидат от власти. В данном случае это Шавкат Мирзиеев.
У него три чисто формальных соперника, которые представляют существующие в Узбекистане партии-марионетки. Ничем примечательным кандидаты-соперники не отмечены, и народ узнает об их существовании только в период выборов.
В 1970-90-e годы за власть в Узбекистане боролись кланы, созданные по принципу региональных землячеств. Но они уже отошли в прошлое. Теперь тон задают внерегиональные группы поддержки (по принципу совместной с кем-то учебы, службы в армии, работе, приближенности к тем или иным группам влияния, и т.д.). Сам Мирзиеев из Джизакской области, то есть в 80-90-е годы он, наверное, входил в джизакско-самаркандский клан. Но Каримов, сам из Самарканда, всегда позиционировал себя как надкланового правителя. Видимо, то же самое будет делать и Мирзиеев.
Кроме того, пока трудно судить, насколько свободной в своих действиях будет эта фигура. Все силовые структуры находятся в подчинении у председателя СНБ Рустама Иноятова, он же контролирует армию путем подбора верных ему кадров. Так что, думается, он настороженно следит за Мирзиеевым. А тот старается чуть ли не каждый день анонсировать какую-то новую важную хозяйственную реформу, к восторгу простых узбекистанцев (например, конвертацию валюты, возобновление авиасообщения с соседним Таджикистаном, прерванного еще в начале 90-х).
По моему мнению, это направлено не только на то, чтобы сломить негативный имидж жестокого и злого правителя, но и усилиться за счет популярности в массах. И Мирзиеев каждый день принимает важные хозяйственные решения и анонсирует реформы - пока в экономике, но и это уже хорошо.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать