• среда, 24 Апреля, 00:06
  • Baku Баку 14°C

Турецкий кульбит

30 ноября 2016 | 10:37
Турецкий кульбит

РЕГИОН
На недавнем заседании Генассамблеи Европарламента в Страсбурге обсуждены последние события в Турции и требования заморозить процесс ее вступления в ЕС. В ходе выступлений депутаты в основном коснулись темы неудавшейся попытки военного переворота, предпринятой там в ночь с 15 на 16 июля, и последующих за этим событий, включая аресты лидеров оппозиционной прокурдской партии Демократии народов.
Взвешивая «за» и «против»
Большая часть депутатов Европарламента принципиально выступает за принятие рекомендательного документа. Однако верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини выступила с докладом, в котором напомнила, что турецкий народ во время попытки военного переворота поддержал демократию и законно избранные власти страны. «Власти этого государства имеют законное право привлечь к ответственности тех, кто стоит за попыткой военного переворота и терактами в стране», - отметила высокопоставленный дипломат, спросив депутатов, а как бы они поступили в случае путча.
Ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предостерег ЕС, заявив, что если Европа не изменит свою позицию, Турция откроет границы.
При этом он добавил, что в Анкаре прекрасно понимают, что, выступая с предупреждениями в адрес Евросоюза, страна может столкнуться с определенной реакцией. «Санкции грозят ввести те, кто уже 53 года не принимает Турцию в ЕС. Но это нас не пугает, так как мы твердо стоим на ногах», - подчеркнул он. Впрочем, рекомендательный документ, призывающий заморозить упомянутые переговоры, для обоих фигурантов «разборок» не имеет никакой юридической силы, поскольку Турция всегда заявляла, что готова принять любое конструктивное решение, в том числе и объективную критику.
Кроме того, предвзятые и субъективные шаги наносят вред имиджу самого Европарламента, да и Евросоюза в целом, поскольку подобные попытки оказания давления на братскую страну бессмысленны. Да и что тут обсуждать, если даже островная Великобритания не захотела стать частью захиревшего и выдохшегося надгосударственного образования.
Навстречу саммиту
Скорее всего евродепутаты забросили пробный шаг, чтобы увидеть степень несоответствия их инициативы официальной политике Еврокомиссии, для которой Анкара не просто стратегический партнер. Впрочем, им еще предстоит скрестить шпаги в очной ставке на саммите, который состоится 15–16 декабря опять же в Брюсселе.
Как известно, миграционный кризис 2015 года стал серьезным испытанием для того же ЕС, из-за чего взлетела до небес популярность крайне правых партий. Евросоюз покрылся трещинами из-за нежелания многих стран принимать беженцев у себя, общества оказались неспособными быстро ассимилировать миллион людей принципиально иной культуры, да и экономических резервов стало не хватать для нормального расселения, обучения и лечения такого числа новоприбывших граждан без знания языка и определенных занятий.
Приостановить эскалацию кризиса удалось лишь благодаря соглашению с Турцией, через которую в ЕС и направлялась львиная доля беженцев со всех уголков Азии. Суть этого соглашения была в сущности такова: Анкара закрывает границу, не пуская мигрантов на северо-запад, а ЕС выплачивает Турции три миллиарда евро и до конца 2016 года предоставляет ее гражданам безвизовый режим. Многие в Европе, понятное дело, не хотели на это соглашаться, опасаясь волны нелегалов уже из самой Турции, но ситуация с беженцами была столь отчаянной, что канцлеру Германии Ангеле Меркель удалось продавить эту сделку.
Анкара свою часть соглашения выполнила: поток мигрантов в ЕС иссяк. Однако, похоже, европейцы и не думали выполнять свои обязательства. Но нужно было для этого придумать какие-то отговорки. И тогда Европейский парламент подавляющим большинством голосов 24 ноября принял резолюцию, рекомендующую Брюсселю и странам Шенгенского соглашения оставить визовый режим с Турцией в нетронутом виде, а соответствующие переговоры с Анкарой – заморозить.
Ответ Эрдогана не замедлил себя ждать. Он объявил, что резолюция Европарламента «ничего не означает», а также прямым текстом пригрозил открыть беженцам ворота в Европу, если до конца года его подданные не получат права без виз кататься по Шенгенской зоне.
Неприкрытый ультиматум вызвал в европейских столицах приступ острой головной боли. Пускать Турцию в Европу не хочется. Но с другой стороны, повторение кризиса 2015 года может стать настоящей катастрофой – как для самих европейских стран, так и для их действующих политических элит. Прибытие еще миллиона-другого беженцев обернется уже не появлением ультраправых в парламентах, а их избранием во власть. Особенно сильно эта перспектива пугает Германию, где в 2017 году пройдут выборы в Бундестаг и канцлера. Ангела Меркель лишь неделю назад объявила о намерении пойти на четвертый срок во главе немецкого правительства. А рисковать ей совсем не хочется.
Берлин на угрозы Анкары отреагировал уже на следующий день. 25 ноября в администрации канцлера заявили, что «язык угроз решению вопроса не поможет» и призвали к диалогу. При этом, правда, упустили из виду, что диалог уже закончен: соглашение с Турцией подписано, его надо исполнять.
Тем не менее, глава европейской дипломатии Федерика Могерини, судя по всему, настроена на предоставление Турции безвизового режима, понимая, что волна беженцев наверняка снесет ее саму с ныне занимаемого поста. Она заявила, что закрывать перспективы членства и безвизового режима для Анкары – «контрпродуктивный сценарий», который ни к чему хорошему не приведет.
Как видим, Эрдоган сумел поставить Евросоюз перед выбором, в котором оба варианта для него плохие.
Саммит ЕС, на котором будет рассмотрен турецкий вопрос, состоится в декабре. Посмотрим какой выбор сделает Европа.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать