• вторник, 19 Марта, 06:39
  • Baku Баку 8°C

Надежды большие, но…

23 ноября 2016 | 10:30
Надежды большие, но…

ВЗГЛЯД
После того как победителем президентской гонки в США стал Дональд Трамп, в СМИ начал муссироваться вопрос о том, какой курс в отношении постсоветского пространства, России в частности, он изберет.
Своими мыслями по этому поводу с редакцией газеты «Каспiй» поделилась заместитель директора Института политических исследований РФ Дарья Гревцова.
- Один из ближайших помощников Дональда Трампа, Роберт Джулиани заявил, что отношения с Россией Трамп будет выстраивать с позиции силы. Как вы прокомментируете это заявление?
- Американцы привыкли выстраивать отношения с позиции силы. Они вообще не понимают, что такое равноправное партнерство, и полагают, что раз они великая держава, то должны доминировать. Разумеется, для Москвы это не новость, но и мы в этом случае будем выстраивать отношения с ними с позиции силы. Кого американцы сочтут слабым, того они подомнут под себя, и в этом нет никаких сомнений. Слова помощника Трампа можно по-другому перевести так: американцы уважают только силу. Мы это прекрасно знаем, и потому у нас присутствует ракетно-ядерный щит, мощный опережающий рост военно-промышленного комплекса, быстрое перевооружение армии новейшими системами.
Российское правительство некоторое время назад, например, при Ельцине и частично при Путине верило американским сладким сказкам о том, что они помогают Москве развивать демократию. Однако после, во-первых, бомбежек Белграда, во-вторых, вторжения в Ирак и, самое главное, после переворота американских спецслужб в Украине и насаждения там марионеточного правительства у нас никаких иллюзий не осталось. Только мощный бронированный ракетно-ядерный кулак позволит нам вести продуктивные переговоры с Америкой.
Проблема в том, что Трамп хочет вести переговоры с позиции силы, а Обама и его команда не желали вести переговоры даже с этой позиции. Они открыто вели гибридную войну против России с целью организации госпереворота и обсуждать по сути ничего не хотели. Когда же они по каким-то частным вопросам, типа Сирии, вели переговоры и о чем-то договаривались, то пытались всегда нас обмануть и кинуть.
- Есть мнение, что встреча Путина и Трампа может состояться до инаугурации последнего, что вы можете сказать по этому поводу, о чем они могут договориться?
- Знаете, я была бы очень рада, если бы встреча Путина с Трампом состоялась до инаугурации, но, думаю, что ее вероятность крайне мала. Пока в графиках не предусмотрено ни выезда Трампа за пределы США, ни приезда Путина в Вашингтон. Если бы такая встреча состоялась, то это было бы революционное событие. Я думаю, что Путин готов к такой встрече, чего нельзя сказать о Трампе и его команде, так как они до конца не решили, какие отношения с Россией собираются выстраивать.
Есть некоторые вопросы, по которым мы с командой Трампа легко можем договориться. Первое - это Сирия. И в российских, и в американских интересах прекращение сирийской войны и выход на мирное разрешение, потому что война создает условия для международного терроризма. Проблема в том, что администрация Барака Обамы, а точнее сказать Пентагон и ЦРУ при попустительстве слабого президента втайне от американского народа вступили в военный союз с террористами «Аль-Каиды» в лице «Джабхат ан-Нусры». Саудовская Аравия подкупила крупных американских чиновников, включая, между прочим, и Хиллари Клинтон, которая фактически на протяжении многих лет была агентом влияния Эр-Рияда. По сути дела Пентагон и ЦРУ выступают наемниками Саудовской Аравии в сирийской войне. Здесь государственных интересов США, безусловно, нет. Наоборот, есть совпадение интересов Москвы и Вашингтона в том, чтобы как можно скорее потушить горящую точку планеты. Если Трампу удастся отбросить эту зависимость, лидеры двух стран смогут договориться, чтобы российские и американские пилоты совместно начали бомбардировку столицы так называемого «Исламского государства» - Ракку.
Но я считаю, что и без российского вмешательства Трамп отдаст приказ Пентагону немедленно выйти из военного союза с «Аль-Каидой» и начать реальную борьбу с терроризмом. А возможно, это попытается осуществить уже Барак Обама - СМИ сообщали, что он отдал приказ уничтожить руководителей «Джабхат ан-Нусры», с которыми они на протяжении последних полутора-двух лет реально находились в союзе. Вероятно, таким образом США просто заметают следы своего позорного союза. Конечно, хотелось бы верить, что когда-нибудь американцы проведут настоящее расследование и всех высокопоставленных чиновников, которые помогали в Сирии «Аль-Каиде», посадят на скамью подсудимых.
Второй вопрос, по которому мы можем прийти к компромиссу, - это Украина. Здесь наши позиции совпадают в главном: украинский вопрос - это не дело Америки. Трамп неоднократно говорил о том, что в Украине нет никаких жизненно важных американских интересов, и это проблема Европы. Да, мы тоже с этим согласны. Россия и ЕС вместе должны разрулить украинский вопрос. И в этой связи у нас к Трампу только одна просьба: дать приказ всем американским спецслужбам просто уйти из Украины. А дальше, как говорится, дело техники - просто надо выполнять соглашения Минск-2, прекратить обстрелы городов Донбасса ВС Украины, провести выборы на Донбассе и изменить Конституцию страны - признать принцип федерализма, то есть, проще говоря, обеспечить прямые выборы губернаторов населением, а не назначение их, как сейчас.
Второе - равенство украинского и русского языков на всем пространстве Украины. Одновременно полное освобождение политзаключенных, обеспечение свободы слова и печати в стране. Далее, обеспечение свободы политических действии, которые сейчас запрещены для всех противников бандеровской диктатуры, запрет пропаганды неонацизма, роспуск всех неонацистских отрядов, создание международных групп по расследованию расстрелов 2 мая в Одессе, 9 мая в Мариуполе, выход на честные и справедливые парламентские и президентские выборы. Честность и справедливость должны гарантировать международные организации - совместно Россия с ЕС.
- Федерика Могерини заявила, что если даже США изменят свою точку зрения на отношения с Россией, позиция ЕС останется неизменной. Что она имела в виду, и сможет ли ЕС пойти против воли США?
- Не нужно серьезно воспринимать эти слова. Сейчас это просто визг испуганных детей, которые очень боятся, что их бросит папа перед лицом мальчишек-хулиганов, то есть собственных народов этих стран, во многих из которых могут победить свои трампы. Например, Мари Ле Пен во Франции или Норберт Хофер в Австрии. На данный момент они таким образом пытаются повлиять на формирующуюся администрацию Дональда Трампа и выдать желаемое за действительное. Никакого единства взглядов против России у европейских стран не будет, поскольку его нет уже сейчас. Как Федерика Могерини может говорить о том, что Европа сохранит санкции против России в случае самоустранения США, если даже Барак Обама и вице-президент Джо Байден заявляли, что Европа принимает санкции против России только по причине давления со стороны США? Логично предположить, что как только давление на Европу из Вашингтона уменьшится, она уже не будет так заинтересована в продолжении санкций.
Европа сейчас разделена. Примерно треть - за санкции против России. Это - прибалтийские страны, Польша, Германия, Голландия. Примерно четверть - против санкций. Это средиземноморская Европа: Италия, Греция, Кипр, Венгрия, Австрия. И почти половина - как начальство прикажет. Как только начальство отменит приказ, то, как мы предполагаем, большинство стран ЕС выступит за их медленный демонтаж.
Демонтаж санкций будет означать мощный сигнал правительству Украины о том, что оно должно менять свою политику. Тогда у него уже не останется надежды на то, что Россия рухнет под санкциями и прекратит поддержку Донбасса, а Киев вооруженным путем осуществит там «зачистку». Смысл прекращения санкций для народа Украины и его прямой интерес заключается в восстановлении нормальных экономических отношений с Россией, с одной стороны, и в стимулировании правительства Украины прекратить политику государственного терроризма, чтобы выйти на мирное разрешение донбасского кризиса - с другой.
- Каким вам видится курс Трампа относительно Южно-Кавказского региона, Азербайджана в частности?
- Думаю, что американцы снизят свою активность в отношении Южного Кавказа. На мой взгляд, Трамп склонен передоверить этот вопрос другим странам. Прежде всего, России, Турции и отчасти Евросоюзу, конечно, если Евросоюз сам захочет в этом участвовать. Это выгодно и Азербайджану, поскольку команда Трампа имеет хорошие отношения с нынешним руководством Турции. Эрдоган был одним из первых, кто провел телефонные переговоры с Дональдом Трампом.
Есть такой политик, бывший руководитель военной разведки Пентагона, Майкл Флинн, который, между прочим, выступает за максимальное улучшение отношений США с Россией и Турцией. Он полагает, что Турция является ключевым союзником США в регионе. Эти настроения весьма широко распространены в команде Трампа.
Второй аспект изменения политики Трампа в отношении Южного Кавказа тоже выгоден Азербайджану. Трамп - бизнесмен, и он пришел к власти с идеей о том, что Америка должна думать больше о собственных экономических интересах и меньше о внешнеполитических авантюрах. С политической точки зрения Азербайджан и Армения являются почти равноценными странами, но с экономической, конечно, Азербайджан является гегемоном Южного Кавказа, а Армения - карликовая страна. Поэтому для Трампа Азербайджан является значительно более заметной величиной, нежели Армения. Уверена, что Трамп будет выстраивать отношения прежде всего с экономически гораздо более сильным и перспективным Азербайджаном.
- Что можно ожидать от Трампа касательно урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
- Я думаю, что при Трампе роль России и Турции в урегулировании нагорно-карабахского конфликта увеличится. Россия занимает нейтральную позицию между Азербайджаном и Арменией, Турция - фундаментально проазербайджанскую. В целом же это будет означать, что Азербайджан увеличит ресурс своего политического влияния.
Полагаю, что при Трампе Америка уменьшит свою активность относительно нагорно-карабахского урегулирования и будет склонна поддерживать те договоренности, которые будут достигнуты Россией, возможно, при участии Евросоюза.
- Как вы думаете, чем ознаменуется правление Трампа?
- Никто не знает, чем ознаменуется правление Трампа, поскольку этот политический деятель является, с одной стороны, очень амбициозным и ярким, но с другой - у него нет достаточного опыта в политике и сформированной команды. Трамп хочет вернуть Америке прежде всего экономическое могущество и стремится, чтобы она по минимуму участвовала в процессах глобализации, поскольку открытие американского рынка дешевым товарам из азиатских стран подрывает ее экономику. Я думаю, что именно в этом направлении он и будет действовать.
Очень важно, что Трамп намеревается отказаться от внешнеполитических авантюр. Во всяком случае, сам он так заявляет. Будем надеяться, что так оно и произойдет. Но в то же время надо сказать, что у нас были схожие надежды, связанные с избранием Барака Обамы, который сначала собирался действовать, как голубь, а закончил чудовищно агрессивной внешней политикой. Поэтому полной уверенности по Трампу, к сожалению, нет.
И в этих условиях мы будем укреплять свой ракетно-ядерный потенциал, как главный гарант всеобщего мира на планете, будем укреплять свою армию и думать, как нам, наконец, развернуть свою экономику от нынешнего нефтегазового состояния к более высокотехнологичным отраслям. Мы будем рады работать в этом направлении совместно с Азербайджаном, перед которым, кстати, стоит та же самая задача.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать