• пятница, 29 Марта, 02:00
  • Baku Баку 7°C

Богатство будущих поколений

22 ноября 2016 | 12:07
Богатство будущих поколений

ПЕРСПЕКТИВЫ
Если нефть - королева, то Баку - ее трон
Сэр Уинстон Черчилль
Эти слова одного из ярчайших мировых политиков как нельзя лучше отражают значение нефти для становления и раннего развития Азербайджанской Республики. Именно благодаря «черному золоту» наша страна сумела успешно стартовать и накопить столько стратегических резервов, сколько нужно для конкуренции государств в непростом современном мире.
Выход на мировые рынки
Наличие ресурсов не означает наличие экспортных возможностей при промышленной добыче углеводородов. Этой проблемой впервые озаботился известный промышленник и общественный деятель Гаджи Зейналабдин Тагиев. Будучи владельцем газеты «Каспiй», в ее номере за 18 февраля 1886 года он писал: «Необходимо объединиться в Союз керосинозаводчиков, который полностью уничтожил бы конкуренцию на внутреннем рынке и ускорил бы завоевание внешних рынков. Эта мера может существовать до тех пор, пока мы отобьем у американцев то количество рынков, которое нам необходимо для избытков нашего производства, но мы думаем, что американцы не запоздают войти с нами в соглашение, и мы разделим сферу влияния».
Этот доклад был настолько актуален в тот период, что его разослали всем заинтересованным сторонам, и уже в 1893 году в Санкт-Петербурге был создан синдикат, контролирующий реализацию товара как внутри России, так и за рубежом. Большие деньги позволили тому же Тагиеву, братьям Нобель, ротшильдскому «Каспийско-Черноморскому обществу» решить вопрос о прокладке первого в мире нефтепровода Баку-Батуми стоимостью 50 млн царских рублей, который был сдан в эксплуатацию 21 июня 1907 года. Уже тогда была осознана стратегическая значимость «черного золота» в мировом масштабе, а с началом Первой мировой войны, когда «заговорили» танки и аэропланы, оно превратилось в товар №1. С течением времени та же абшеронская, затем и каспийская нефть стала еще более актуальной, но валютные поступления от нее поступали на счета Внешторгбанка в Москве.
Вторая успешная попытка азербайджанских промышленников самостоятельно выйти на мировые рынки была предпринята общенациональным лидером Гейдаром Алиевым после его возвращения во власть 15 июня 1993 года. Тогда впервые была создана национальная стратегия, и несмотря на яростное сопротивление России времен Бориса Ельцина, официальный Баку вовлек в процесс все наиболее авторитетные транснациональные компании, правительство Турции и «большую семерку», могущие воздействовать на Кремль, затем был подготовлен и 20 сентября подписан «Контракт ХХ века». Это стало возможным, в основном, благодаря тому, что в конце 70–х годов и в 80-х годах были выявлены такие крупные месторождения, как «Гюнешли», «Чираг» и «Азери», затем, в 1999 году, было обнаружено крупное газоконденсатное месторождение «Шахдениз».
Но это было полдела, потому что имеющиеся на тот момент средства транспортировки не обеспечивали перспективных возможностей, и тогда Распоряжением № 658 от 5 сентября 1997 года, подписанным общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, была создана специальная рабочая группа по решению всех вопросов, возникающих в связи с созданием системы Основного экспортного трубопровода, известного в мире как Баку-Тбилиси-Джейхан и действующего уже более десятилетия. По данным BP-Azerbaijan, по этому коридору протяженностью 1 768 км с июня 2006 года за весь период эксплуатации транспортировано примерно 341 млн тонн (около 2,55 млрд баррелей) сырой нефти. Столько «черного золота» было загружено в порту Джейхан в емкости 3 тыс. 354 танкеров и отправлено на мировой рынок. Конечно, это не единственный, но главный маршрут становления отечественной экономики, благодаря которому страна сумела не только создать финансовую «подушку безопасности», но и инвестировать средства во всевозможные проекты, обеспечившие развитие по всем направлениям.
Роль ГНФАР в процессе
Итак, в рамках Национальной стратегии с иностранными компаниями был подписан ряд соглашений, которые принесли немалую прибыль государству. И уже 29 декабря 1999 года общенациональный лидер Гейдар Алиев в целях ее долгосрочного рационального использования собственным Распоряжением учредил Государственный Нефтяной Фонд Азербайджанской Республики (ГНФАР), роль которого трудно переоценить. Да и вся его деятельность как на ладони - в последнем рейтинге по оцениванию прозрачности и отчетности суверенных фондов, составленном Институтом международной экономики Петерсона, ведущая отечественная структура с показателем 92 балла расположилась в первой четверке среди 60 суверенных фондов наряду с накопительными структурами Норвегии и Новой Зеландии, а также трастовым фондом полезных ископаемых штата Вайоминг (США).
В целом с 2001 года объем поступлений от АЧГ по состоянию на 1 ноября оценивается в $121,03 млрд плюс почти $2,51 млрд прибыли от газа и конденсата с месторождения «Шахдениз». Скупые обыватели иногда задают вопрос, почему часть средств тратится на различные программы - с позиции Гобсека это верный подход, но негодный с точки зрения государственности. Кому нужна гора долларов и прочей валюты, если она не работает на развитие нации?
На что тратится эта палочка-выручалочка? Начнем с того, что за счет нее за последние минимум 13 лет существенно улучшена дорожная инфраструктура, и если ранее Азербайджан, например, импортировал электроэнергию, то сегодня страна является ее экспортером. Кроме того, построены новые школы, усовершенствована водно-канализационная система, часть средств фонда направлена на реализацию проекта развития широкополосного интернета Fiber to Home, который создаст новые возможности для частного сектора. Более того, благодаря инициативе Президента страны осуществляется долгосрочная стратегия по превращению нефтяных доходов в человеческий капитал, и сегодня, к примеру, средства от реализации нефтегазовых проектов (почти $96 млн за 9 лет) расходуются на обучение многих сотен азербайджанских студентов за рубежом в рамках соответствующей Государственной программы.
Наконец, средства ГНФАР вкладываются в такие стратегически важные проекты регионального и даже глобального масштаба, как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Они также направляются на создание спортивной инфраструктуры – помнится, для проведения в Баку Европейских игр-2015 было выделено 1,3 млрд манатов, но ведь эти средства окупились, так как весь мир до сих пор говорит о прелестном гостеприимном городе на берегу Каспия.
Кроме того, в целях обеспечения деятельности Южного газового коридора на проект полномасштабной разработки месторождения «Шахдениз» (Стадия-2 проекта), расширение пропускной способности Южно-Кавказского трубопровода (ЮКТ), реализацию проектов строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (ТАР) газопроводов из ГНФАР выделены солидные средства в расчете на обозримую перспективу.
Стоит ли говорить, какие дивиденды принес стране тот же БТД, и не только с точки зрения финансовых поступлений. А какие перспективы открываются перед страной с реализацией проекта «Южный газовый коридор»!!! Благодаря этому проекту «большой газ» из Азербайджана поступит на мировой рынок, что принесет стране огромные экономические и политические дивиденды.
Иными словами, сегодня полученные средства эффективно управляются фондом, в том числе направляются на финансирование важных общенациональных проектов, нацеленных на социально-экономическое развитие страны. Нельзя обойти молчанием поддержку вынужденных беженцев и переселенцев – благодаря стратегической структуре Азербайджан фактически в одиночку справился с проблемой расселения миллиона человек, распрощавшись с палаточными городками, лет десять назад являвшихся неотъемлемой частью демографического фона. Сегодня это элемент народной памяти и огромное «черное пятно» на совести армян, а эта категория населения живет в обустроенных поселках и городах.
Поскольку мы заговорили о нефтяном фонде, продолжим его выверенной инвестиционной составляющей. В конце декабря 2011 года глава государства утвердил инвестиционную стратегию ГНФАР, согласно которой до 5% от общего инвестиционного портфеля фонда может быть вложено в золото, до 5% - в акции, еще до 5% - в недвижимость. Портфель его общих вложений в различные начинания почти достиг $34 млрд, причем почти половина инвестиций приходится в основную мировую валюту - доллары США ($16 млрд 155,1 млн), также немалый удельный вес за единой европейской валютой - 10 млрд 694,4 млн евро. Отсюда и основная привязка маната к бивалютной корзине, но она не полная - в фонде полагают выгодным вложения во все прибыльные финансовые продукты - в тот же британский фунт, в японскую иену, рубли, юани, лиры. Не последнее слово за всегда высоко котирующимся золотом - в него вложено около $1,28 млрд.
Это лишь малая толика цифр, и все они сводятся к тому, что, несмотря на международный экономический кризис, инвестиционный портфель ГНФАР за последние без малого 5 лет не только не сузился, напротив, разросся более чем наполовину.
Нет смысла перечислять вызовы мировой экономике, поднявшие голову несколько лет назад и которые, по мнению экспертной группы газеты «Каспiй», не будут исчерпаны и в следующем году. Как результат, нестабильные цены на нефть по-прежнему остаются вызовом для целого ряда нефтедобывающих стран, в том числе для Азербайджана. Но как показывает практика, резервы роста есть и в столь непростой ситуации. Залогом успеха является то, что в период высоких цен на нефть руководство страны проявило конструктивный подход, создав «пухлую финансовую подушку», за счет чего в период низких цен государство сможет обеспечить макроэкономическую стабильность и воспользуется массой возможностей для маневров.
Ульви ЯГУБОГЛУ
Материал написан для конкурса аналитических статей на тему «Роль национальной нефтяной стратегии в экономических устоях независимости Азербайджана: Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики как составная часть национальной нефтяной стратегии», проводимого Советом прессы Азербайджана совместно с ГНФАР по случаю 25-летия государственной независимости Азербайджана
banner

Советуем почитать