• пятница, 29 Марта, 03:41
  • Baku Баку 7°C

«По соображениям совести» Мела Гибсона в прокате

18 ноября 2016 | 19:31
«По соображениям совести» Мела Гибсона в прокате
В российском прокате — «По соображениям совести» Мела Гибсона — потрясающий и страшный рассказ о герое Второй мировой войны, не сделавшем ни одного выстрела.
Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) — сын ветерана Первой мировой, алкоголика, заливающего дешевым виски свой личный ад среди могил однополчан на кладбище. Мальчика и его брата воспитывает мама — адвентистка седьмого дня. Однажды Десмонд ударил брата кирпичом и с тех пор поклялся не причинять никому вреда.
Поэтому когда долг заставил Досса пойти в армию, он ценой унижений отстоял право не брать в руки оружия, стал первым отказником в истории американской армии, а потом и всенародным героем, вынесшим с поля боя 75 человек.

За прошедшие с выхода предыдущего режиссерского «Апокалипсиса» десять лет некогда главный герой Голливуда, казалось, окончательно превратился в пугало.
Последняя серьезная роль у него была шесть лет назад («Возмездие»), после этого — карикатурные злодеи в «Неудержимых-3» и «Мачете убивает» да пара ролей в разной степени симпатичности боевиках, вышедших сразу на BluRay («Веселые каникулы» и «Кровный отец»). Казалось, неистовый 60-летний австралиец окончательно сложил оружие и теперь у него впереди лишь тусклое доживание с редкими отблесками былой славы. Но не тут-то было.
«По соображениям совести» с первых кадров поражает даже не натурализмом, а общей эффектностью и невероятной продуманностью каждого кадра.
Складывается ощущение, будто Гибсон все эти десять лет не перебивался случайными проектами, а был занят съемками.
Как, скажем, Терренс Малик, который примерно столько и потратил на свою «Тонкую красную линию». После венецианской премьеры фильма Гибсона критика сводилась в основном к обсуждению того, как режиссер любит кровь, мясо и Бога. Но такой взгляд на картину выглядит несколько заученным по предыдущим фильмам, тогда как «По соображениям совести» явно более сложное произведение.
Пролог — что-то среднее между глянцем американского классика Дугласа Серка и романтикой калатозовских «Журавлей». Сцены в учебке — бенефис Винса Вона и Сэма Уортингтона, которые за полчаса проходят путь от издевок над героем к чему-то вроде осторожного понимания. Наконец, военная часть, театр боевых действий на Окинаве, безусловно самая сложная и важная для режиссера, но не в силу кровавости. Да, на картине работали фантастические пиротехники и гримеры. Здесь минимум компьютерной графики, отчего от происходящего на экране захватывает дух, но вместе с тем этот огненный ад не вызывает ничего похожего на восхищение.
Гибсон не упивается жестокостью войны, не восхваляет и не романтизирует ее.
В то же время он не представляет ее рутиной или бесчеловечным адреналиновым аттракционом. Война в этом фильме — почти библейский ад, при этом полностью лишенный всякого смысла.
Ужас не в том, что на войне убивают, а в ее тотальной, бесчеловечной абсурдности.
Речь не о сомнениях в героизме или, напротив, упоении воинскими талантами, а о чудовищности самого механизма, на участие в котором так или иначе обречен всякий человек.
В то же время Десмонд Досс — совершенно реальный, появляющийся в хроникальных кадрах перед титрами — не ролевая модель, не образец.
Его подвиг — его сугубо личное и довольно опасное дело.
В фильме хватает эпизодов, в которых он ведет себя, мягко говоря, странновато, не позволяя внимательному зрителю впасть в прекраснодушное умиление. Католику Гибсону хватает такта, ума и тонкости на беспристрастный взгляд на человека, с которым у него вроде бы очень мало общего (включая вероисповедание). Но в то же время именно этот человек выглядит идеальным современным святым, судьба которого действительно заслуживала именно такой экранизации.
«По соображениям совести», разумеется, имеет и еще один, внешний сюжет.
Этот фильм стал возвращением Мела Гибсона в Голливуд.
Возвращением триумфальным, вновь заставившим говорить о нем как об одном из самых умных, тонких и бесстрашных режиссеров, как о прямом наследнике Клинта Иствуда. Картина уже очень прилична выступила в прокате и, если академикам хватит духу, обязательно будет номинирована на «Оскар» — и с хорошими шансами. А главное, во что хочется верить — Гибсон вновь получит зеленый свет на работу в США. После «По соображениям совести» уже даже сиквел «Страстей Христовых», о котором несколько раз заикался Мел, не кажется такой уж бредовой затеей.
Gazeta.ru
banner

Советуем почитать