• четверг, 28 Марта, 12:48
  • Baku Баку 16°C

Путешествие по дороге из серебра

16 ноября 2016 | 14:40
Путешествие по дороге из серебра

ВЕРНИСАЖ
В художественной галерее торгового центра Port Baku Mall открылась выставка известных отечественных мастеров кукольного ремесла, творческого и супружеского тандема художников - Пярвиза Гусейнова и Ирины Гундориной. Вернисаж носит необычное название - «961,8». Это температура плавления серебра в градусах Цельсия. Серебро, причем не только его внешний вид, но и мифологическая сущность (то есть роль в приметах и легендах), а также глубинная сакральная суть - вот что стало концепцией выставки, объединившей около двух десятков работ Гусейнова и Гундориной, созданных за последнее время.
Обычно работы этого тандема не успевают залежаться в мастерской. Так что нынешняя выставка - редкая возможность в реале посмотреть на произведения, которые очень скоро можно будет увидеть только на фотографиях. Собранные сейчас в галерее Port Baku Mall под девизом «Где серебро, там и добро» и увязанные в единую концепцию, эти такие разноплановые работы знаменуют собой очередной этап в творчестве своих авторов. Они словно подводят итог и открывают дверь в новое.
Магия волшебной чешуи
Не случайно большинство работ так или иначе связаны с подводным миром и путешествиями - это очень символично. Подводный мир сам по себе знаменует движение - достаточно вспомнить, что те же рыбы в родной стихии ни на секунду не пребывают в покое, не останавливаются.
Кстати, именно рыбы являются персонажами большинства кукольных панно, выставленных в рамках «серебряного» вернисажа. Причем это не просто изображения обитателей подводного мира. У каждого - своя загадка. Например, панно с изображением рыбы цвета бутылочного стекла называется «Бехеровка». Логика тут прочитывается, если знать предмет, так сказать: знаменитый чешский ликер «Бехеровка» традиционно разливается в бутылки светло-зеленого стекла.
Цвет играет основную роль и в других «ихтиологических» композициях этой выставки, он зачастую отражен в их названиях. Вместе с тем «Маленькая зеленая рыбка», «Маленькая голубая рыбка» и их сородичи, несмотря на все свое многоцветье, вызывают ассоциации, напрямую связанные с концепцией вернисажа - серебром, причем в его денежной ипостаси. Ведь чешуя рыб по-азербайджански называется «балыг пулу» («рыбьи денежки»). Вспомним, что согласно народной примете, чтобы приманить деньги, нужно носить несколько рыбьих чешуек в кошельке.
Впрочем, ассоциации тут возникают не прямые, не «в лоб», потому что многочисленные рыбки Пярвиза и Ирины никакой чешуей отнюдь не отягчены. Вместо этого они несут на своих округлых, созданных из многослойной бумаги телах, много всего другого. От ювелирной «сбруи» с использованием стразов - до очаровательных элементов стиля «стимпанк», имитирующего эстетику технологий второй половины XIX века, вроде воздушных шаров, подзорных труб, пропеллеров и моноциклов (одноколесных велосипедов).
Надо отметить, что стимпанк - любимый стиль этого тандема. Многочисленные замысловатые металлические штучки, которыми в изобилии снабжены персонажи, выходящие из-под заботливых рук Гусейнова и Гундориной, - это результат тщательной работы Пярвиза, который считает, что кукольник, ввиду специфики своей профессии, обязан быть много кем еще, в том числе и ювелиром.
Вперед, за путеводной Луной!
Несколько объемных кукольных композиций на выставке можно объединить идеей путешествия (они даже входят в одноименную серию работ этих художников). Однако понятие «путь» в данном случае следует трактовать весьма широко, в различных смыслах и контекстах. Путь в пространстве, путь во времени (в том числе - в истории), путь в мышлении… Но путника всегда ведет некая путеводная звезда. Впрочем, если вспомнить о концепции данного вернисажа, то правильнее будет сказать - «путеводная Луна». Потому что серебро в алхимической и астрологической традиции - металл Луны. Оно символизирует тайну, тьму, очищение и преображение.
В этом смысле особенно показательная композиция «Теологические метаморфозы - 2». Странная, бесполая фигура в причудливом головном уборе, напоминающем головные уборы монгольской знати и русские кокошники, а также (отдаленно) треуголку Наполеона, восседает на не менее странном существе, имеющем некоторое сходство с белым медведем и землеройкой. На спине диковинно-условного зверя укреплены весы, вместо чаш у которых - чайники с таинственными буквами. На постаменте фигуры красуется слово «Abracadabra». Зрителю остается только догадываться, что перед ним - сатира на фарисейство или намек на трансформацию идей и слов на протяжении человеческой истории (как известно, слово «абракадабра» зародилось в кабалистике, выступало в роли охранного амулета, а в наши дни стало синонимом чепухи, загадочной бессмыслицы).
Не менее примечательна и другая, «конная» композиция. Зеленое существо под всадником живо вызывает в памяти беззлобных упитанных зверушек-гигантов, с которыми Энакин Скайуокер (еще далеко не злобный Дарт Вейдер), развеселившись, бегал наперегонки на зеленых лугах благодатной планеты Набу во второй части «Звездных войн». Всадник не уступает своему загадочному «росинанту» в упитанности. На голове у него красуется корона, в руке - скипетр простой формы, но гигантских размеров. Вся композиция оставляет впечатление надежности, основательности и медленного, но упорного движения. Название, однако, вводит в раздумья. «2015» - вот и все. Образ года? В таком случае ассоциацией будет библейская фраза о семи «тучных» (то есть щедрых, урожайных) годах. Этот год в представлении авторов кукольного образа явно был тучным. Во всех смыслах.
Говоря об идее дороги в работах Гусейнова и Гундориной, нельзя обойти вниманием «Габи». Это милая стимпанковская девочка в кринолинчике и кокетливой шляпке-цилиндре держит в руках нечто, напоминающее старинную кофемолку. Как тут не вспомнить, что Луна, чьим металлом является серебро, считается покровительницей женского пола! А при чем же тут дорога, спросит удивленный зритель?
Дело в том, что некоторые авторские куклы имеют собственную «легенду» - историю, которая прилагается к ним. Для кукол, созданных по мотивам, скажем, литературных произведений, «легенду» создает само это произведение - то есть автор исходника. Для самостоятельного же кукольного образа такую легенду может создать, если захочет, художник, его сотворивший. У «Габи» есть своя легенда. По словам ее авторов, эта красавица - обитательница стимпанковского мира, у которой внезапно сломалось ее авто. А в руке у нежной Габи - никакая не кофемолка, а глушитель. Вот такой вот образ пути - и ожидания прекрасного принца, который все починит и исправит…
Задумчивый ангел с чайником
На новой выставке работ Гусейнова и Гундориной опорными точками композиции стали крупные произведения - интерьерные куклы «Лунный ангел» и «Кофе латте». Если вторая из них привлекает внимание прежде всего красотой и вальяжностью пышной красавицы, услаждающей себя чашечкой кофе, то первая, можно сказать, является символом концепции вернисажа.
Да, «Лунный ангел», головная работа выставки - это наглядное отображение идеи «доброго серебра». В нем в полной мере воплотилось мастерство Ирины Гундориной как мастера прекрасных кукольных нарядов. Белые и нежно-бежевые воздушные ткани украшены жемчужинками белого и розоватого оттенков. Стопроцентное попадание в образ! Белый - цвет Луны в эзотерике, а жемчуг - драгоценный камень, который в астрологии присвоен Луне.
Мечтательное выражение лица ангела заставляет вспомнить строки древних трактатов, в которых средневековые ученые делили людей на «лунных» и «солнечных». Этот ангел - явно лунный: тихий, чуть сонный, ласковый и задумчивый.
Жемчужными бусинами украшен и чайник, который стоит под боком у ангела. Он, в свою очередь, приводит на память легенду народов Китая, Японии, Вьетнама и некоторых других стран о белом кролике, который живет на Луне и толчет в ступке плоды растущего там же древа бессмертия - для создания лекарственного напитка-панацеи. Глядя на «Лунного ангела», легко можно представить, что в его волшебном чайничке - не иначе как напиток, заваренный белым кроликом и доставленный к нам прямиком с Луны… Такова сила воображения. Такова сила искусства.
Наиля БАННАЕВА,
искусствовед
banner

Советуем почитать