• пятница, 29 Марта, 01:25
  • Baku Баку 7°C

По ком звонит колокол?

16 ноября 2016 | 11:29
По ком звонит колокол?

КОММЕНТАРИЙ
Российская общественность в очередной раз взбудоражена новостью коррупционного характера. На сей раз Следственный комитет РФ (СКР) заявил о вымогательстве министром экономики Алексеем Улюкаевым $2 млн за покупку «Роснефтью» акций «Башнефти». Причем сделка сопровождалась угрозами в адрес «Роснефти».
Итак, 14 ноября министр экономики Алексей Улюкаев был задержан с поличным при получении $2 млн «за выданную Минэкономразвития положительную оценку, позволившую «Роснефти» осуществить сделку по приобретению государственного пакета акций «Башнефти» в размере 50%». Улюкаеву вменяется вина по ч.6 ст.290 УК РФ - получение взятки в особо крупном размере. Вместе с тем «приобретение «Роснефтью» акций «Башнефти» совершено на законных основаниях и не является предметом расследования», утверждают в СКР.
Деньги Улюкаеву были переданы в ходе следственного эксперимента под контролем силовиков, ибо, как выяснилось, министр, теперь уже бывший, находился в разработке ФСБ больше года, а поводом для проведения следственного эксперимента стали результаты «прослушки» его разговоров и разговоров его окружения, которая велась с лета текущего года.
В этом деле вся фишка заключается в том, что в приватизации «Башнефти» хотела принять участие «Роснефть», являющаяся госкомпанией, а последним и поныне запрещено участвовать в приватизации. Этим фактом, видимо, и воспользовался Алексей Улюкаев, занимающий пост главы Министерства экономического развития с июня 2013 года.
Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Владимир Путин знал о разработке и получал всю информацию о деле с самого начала. Песков также подчеркнул, что это «очень серьезное обвинение, и итоговое решение будет принимать суд». По его утверждению, Кремль не дает комментариев относительно пересмотра сделки по продаже госпакета акций «Башнефти».
А премьер-министр Дмитрий Медведев, подчеркнувший необходимость проведения «самого тщательного расследования», уже обсудил ситуацию с задержанием Улюкаева с Владимиром Путиным.
Максимальная санкция по статье, которая инкриминируется Алексею Улюкаеву, предусматривает штраф в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет, либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 70-кратной суммы взятки, или без такового.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин просто шокирован новостями о задержании министра экономического развития Алексея Улюкаева, с которым знаком около 30 лет: «Честно говоря, я потрясен, новость шокирующая. Я Алексея Валентиновича знаю около 30 лет, мы с ним еще при советской власти взаимодействовали. С тех пор он на ответственных постах: и в правительстве Гайдара, 25-летие которого сегодня отмечаем, и в ЦБ, и в правительстве на должности министра. То есть он в современной России ключевой policy maker в области экономической политики. Безусловно, это заметная фигура на политической сцене. Я считаю, что Алексей Валентинович - уважаемый и известный человек, можно было бы избежать ареста как меры пресечения, можно было бы домашний арест или другие способы использовать, а не «закрывать» человека, который настолько известен, что вряд ли будет пытаться пересечь границу».
С ним солидарен и бизнес-омбудсмен Борис Титов: «У нас в глазах совсем не коррелируется Улюкаев с коррупционером и взяточником. Его взгляды были более направлены на развитие экономики, мы с этим связывали определенные надежды. Тем не менее, если суд и следствие докажут его вину, этого никак нельзя прощать, такие вещи».
Совсем другого мнения придерживается заместитель председателя комитета Госдумы по противодействию коррупции Наталья Поклонская, заявившая, что задержание чиновника такого высокого ранга, как Улюкаев, «в очередной раз подтверждает позицию государства: неприкасаемых в России нет, и каждый, кто идет на преступный шаг, должен понимать, что все тайное рано или поздно становится явным».
И все же, как считает Н.Поклонская, в данном конкретном случае выводы пока делать рано, «мы основываемся только на данных из средств массовой информации. Только у следователей есть подтвержденные материалы, которые, конечно, не подлежат огласке на период проведения досудебного следствия. Каким будет итоговое процессуальное решение, будет определено с учетом собранных доказательств. Если будут доказательства, подтверждающие виновность министра, то дело будет направлено в суд. Как суд рассмотрит это дело - покажет время».
А вот член комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности граждан Дмитрий Галочкин, комментируя задержание главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, заявил, что видит в этом положительный фактор, поскольку «люди, которые создают коррупционные схемы, являются основным сдерживающим фактором развития экономики». Констатируя тот факт, что дело коснулось людей, находящихся в высших эшелонах власти, Д.Галочкин подчеркнул, что «это сигнал всем остальным», отметив при этом, что «незаменимых тоже нет: у нас найдутся кандидаты на должность министра, в том числе и экономического развития. Кадры в России не оскудели».
Люди в правительстве не должны думать, что они выше закона. Более того, они должны быть даже под более пристальным присмотром. Граждане доверили власть и благополучие страны этим людям, считает политический обозреватель RT Адам Гэрри, полагая, что следующим шагом может стать расследование в отношении других, менее высокопоставленных политиков.
У всех на памяти громкие дела, связанные с арестом трех губернаторов России: губернатора Сахалина Александра Хорошавина, подозреваемого в получении взятки в особо крупном размере, и его помощника Андрея Икрамова, уличенного в посредничестве во взяточничестве; губернатора Кировской области Никиты Белых, которого поймали на взятке в 400 тысяч евро якобы «на нужды Кирова»; главу республики Коми Вячеслава Гайзера и еще 14 человек в связи с расследованием дела об организации преступного сообщества и мошенничестве.
Как считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин, «общеполитическая подоплека тут, конечно, есть. Региональной элите, скажем так, сужают степень свободы».
И все же, как нам представляется, тогда региональной элите, а ныне тем, кто входит в высшие эшелоны власти, показали, что неприкасаемых в России, ведущей беспощадную борьбу с коррупцией и со всеми ее проявлениями, нет, и не только действующего губернатора, но и птицу более высокого полета можно арестовывать, дабы остальным неповадно было.
Тамилла НУРИЕВА
P.S. Когда верстался номер, поступило заявление пресс-секретаря главы Российского государства Дмитрия Пескова. На вопрос о том, почему президент не уволил министра раньше, если был в курсе того, что он находится в разработке следственных органов, Песков ответил, что «для увольнения необходимы достаточные основания, информация, которая подкреплена доказательствами».
banner

Советуем почитать