• пятница, 29 Марта, 13:28
  • Baku Баку 14°C

Население покидает Мосул

20 октября 2016 | 10:44
Население покидает Мосул

РЕГИОН
Население окрестностей Мосула покидает свои дома в связи началом операции по освобождению города от боевиков так называемого «Исламского государства» (ИГ). В настоящее время тысячи покинувших «северную столицу» Междуречья людей, преимущественно стариков, женщин и детей, достигли поселка Каййере, контролируемого армией Ирака. Ситуация усугубляется тем, что даже в относительно будничном центре мегаполиса уже неспокойно.
Бурлящий котел
Как сообщают иракские СМИ, да и по наблюдению международных экспертов, в этом городе террористами подавлено второе за одну только истекшую неделю восстание. Перед самым началом наступления на Мосул, менее недели назад там на фоне слухов о грядущем освобождении начались беспорядки, переросшие в вооруженные акции протеста, после чего были казнены 58 человек, участвовавших «в заговоре против ИГ». Протестные выступления возглавил советник «халифа» Абу Бакра аль-Багдади, кстати, коренной житель Мосула. Сообщения о заговоре подтвердил Хишам аль-Хишами, эксперт по «Исламскому государству» и советник правительства в Багдаде и полковник Ахмед а-Тайе, представитель военной разведки в провинции Ниневия.
Второе восстание вспыхнуло спустя три дня после первого. Как сообщил телеканал al-Sumaria со ссылкой на местных жителей, через свое медиа-крыло в Мосуле ИГ сообщило о подавлении 17 октября восстания против Абу Бакра аль-Багдади. Лидером восстания был некий Абу Осман – «начальник городской полиции» ИГ. Якобы люди Османа совершили атаки в четырех местах, в которых предположительно мог находится «халиф» Абу Бакр аль-Багдади. Однако боевики ИГ подавили восстание, подстрелив при этом шефа полиции и некоторых его сторонников. Вслед за этим последовала казнь десятков членов полицейских в тех районах, где произошли столкновения. О количестве мирных жителей, погибших в ходе этих столкновений, не сообщается.
Все смешалось в стане террористов
Также неизвестно, все ли покинувшие Мосул являются мирными жителями. Не исключено, что среди них есть боевики, которые намерены отправиться в Сирию, а оттуда - в страны Европы и даже Америки. Тем более что весьма легко сделать под видом обездоленных беженцев – то-то, думается, будет головной боли у тех, кто затеял «контролируемый хаос», забыв, что хаос в действительности не может быть управляемым.
Накануне МИД России также высказало аналогичные опасения насчет того, что существенная часть террористов может уйти из Мосула и беспрепятственно перебраться в Сирию. «Окружен город не полностью, насколько я знаю. Непонятно, по какой причине это было сделано, однако хочется надеяться, просто не смогли, а не то, что не захотели. По крайней мере, этот коридор, который сохраняется, создает риски, что «игиловцы» уйдут из Мосула в Сирию. Будем оценивать ситуацию и принимать решения как политического, так и военного характера, если это произойдет», - заявил глава МИД России Сергей Лавров.
Вполне может оказаться, что опасения Лаврова не так уж беспочвенны. И если представить, что вытесненные из Мосула боевики ИГ, численность которых по некоторым сведениям составляет 9-10 тыс. человек, сумеют организованно покинуть Мосул и нанести удар с тылу войскам Башара Асада под Алеппо, то для него и оказывающих ему военную поддержку России и Ирана это будет страшнейший конфуз.
Тем временем состоялся телефонный разговор президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента России Владимира Путина. Стороны в ходе беседы в числе прочего затронули «ход операции в Ираке по освобождению Мосула».
Сейчас на небольшом поле боя вокруг этого города собралось столько освободителей, что яблоку некуда упасть. Первую скрипку здесь, разумеется, играет Америка. Барак Обама стремится завершить формальный военный разгром ИГ до передачи своих полномочий и войти в историю как великий миротворец. Эта задача и определяет срок военной кампании. И от того, кто первым войдет в Мосул и установит над ним контроль, во многом зависит, как распределятся внутри этой страны зоны влияния и вообще останется ли Ирак целостным государством.
Солидный фактор участия
То, что США так легко пошли навстречу Турции, которая решительно выступает против участия в операции по освобождению города шиитской милиции «Хашед аш-шааби», продиктовано вовсе не желанием учесть интересы своего партнера по коалиции, а стремлением ограничить состав реальных участников военной операции. Если верить словам заместителя госсекретаря США Энтони Блинкена, вместо шиитских вооруженных формирований планируется использовать суннитскую милицию «Хашед аль-ватани» (численность этих формирований 15 тысяч человек).
Не исключено, что минимизация участия шиитов, а значит и Багдада в военной операции объясняется стремлением Вашингтона создать на севере Ирака суннитское квазигосударство, подконтрольное США и являющееся, как и Иракский Курдистан, зоной американского влияния. Что же касается будущего мухафезы Найнава, столицей которого является Мосул, то теоретически здесь возможны варианты.
Первый вариант - образование на севере Ирака единой суннитской автономии, с возможным присоединением к ней сирийских мухафез Ракка и Дейр эз-Зор. Это позволит создать суннитский буфер, который разорвет ось Тегеран – Багдад – Дамаск – Бейрут, что приведет к резкому ослаблению влияния Ирана в регионе. Однако с точки зрения США у такой конфигурации есть один очень существенный «минус» - этот вариант чреват риском усиления Турции, так как подобное квазигосударство неминуемо окажется под сильнейшим турецким влиянием.
Второй вариант – это раздел мухафезы Найнава на восемь районов по этническому или религиозному признакам (районы для христиан (ассирийцев), для курдов-йезидов, для шабаков (курдов-шиитов) и т.д.). Населенные курдами районы неизбежно попали бы таком случае под влияние Иракского Курдистана, а затем и были присоединены к нему. Этим и объясняется привлечение «пешмерга» к мосульской операции.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать